Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Мы в контакте
Друзья сайта
Качканарский историко-краеведческий музей
Статистика
Индекс цитирования.

Онлайн всего: 3
Гостей: 1
Пользователей: 2
andreyka-volk-00, Fine
Вторник, 12.12.2017, 20:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
ТО и ремонт автомобилей
Узнай всё про автомобиль

КАКИЕ БЫВАЮТ АВТОМОБИЛИ?

КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

Со времени изготовления первого автомобиля прошло немало времени и с тех пор, на основе первого транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания появилось множество его модификаций.

Действительно, ведь в нашей жизни современный автомобиль выполняет функции не только перевозки нашего драгоценного организма из точки А в точку Б, но и облегчает нашу жизнь в других, не менее важных, направлениях.

Скорая помощь,оперативно прибывшая кому-то на помощь, пожарный автомобиль спешащий на пожар, грузовик который привёз вам новую мебель, автобус везущий вас на учёбу или на работу- всё это автомобили, хотя и отличающиеся друг от друга по многим признакам.

Давайте же попробуем разобраться, чем именно они отличаются и как их систематизировать.

 

В основу классификации и системы обозначения отечественных автотранспортных средств положены следующие признаки: вид автотранспортного средства (подвижной состав), основной технический параметр (масса, мощность или габаритные размеры), тип кузова, назначение, колесная формула, тип двигателя.

Автомобильный подвижной состав подразделяют на пассажирский, грузовой и специальный.

К пассажирскому составу относят легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы, к грузовому — грузовые автомобили, автомобили-тягачи, грузовые прицепы и полуприцепы с универсальными или специализированными надстройками для размещения груза. Специальный состав охватывает автомобили, прицепы и полуприцепы с установленным на них специальным оборудованием, имеющие особое технологическое или иное назначение и выполняющие различные, преимущественно транспортные работы.

Пассажирские автомобили вместимостью до восьми человек, включая водителя, относятся к легковым; свыше восьми человек — к автобусам.

 

Классификация легковых автомобилей.

Легковые автомобили делят по рабочему объему цилиндров двигателя на пять классов: особо малый (до 1,099 л); малый (1,1...1,799 л); средний (1,8...3,499 л); большой (3,5 л и более); высший (не регламентируется).

Легковые автомобили каждого класса характеризуются определенным комплексом технических показателей: габаритными размерами, вместимостью, уровнем комфортабельности, динамическими и скоростными качествами, топливной экономичностью, надежностью и др.

К автомобилям особо малого класса первой группы относятся автомобили длиной 3,2...3,5 м, шириной 1,4...1,5 м. Это четырехместные автомобили с двух- или трехцилиндровым двигателем, обладающие хорошей топливной экономичностью, но рассчитанные на небольшой ресурс.

Автомобили особо малого класса второй группы имеют длину 3.5.. .3.8 м, ширину 1,5...1,6 м и вместимость до пяти человек. На них устанавливают трех- или четырехцилиндровые двигатели.

Автомобили малого класса наиболее распространены. Они обладают высокими потребительскими качествами и универсальностью в эксплуатации.

Автомобили малого класса первой группы имеют длину 3,9--4,2 м и ширину 1,62...1,66 м; второй группы —соответственно 4...4,3 и 1,64—1,69 м; третьей группы — соответственно 4.2.. .4.5 и 1,69—1,71 м. На автомобилях этого класса устанавливают четырехцилиндровые двигатели.

Автомобили среднего класса отличаются повышенным уровнем комфортабельности, лучшими динамическими и скоростными качествами и большой надежностью. Длина этих автомобилей 4.6.. .4.9 м, ширина 1,74-1,81 м. В качестве двигателя используют четырех-, пяти-, шести- и восьмицилиндровые бензиновые двигатели и дизели.

Автомобили большого и высшего классов это представительские автомобили единичного производства, обладающие высокими комфортабельностью, скоростными качествами, безопасностью и безотказностью в ущерб показателям экономичности.

 На базе легковых автомобилей выпускают грузовые и грузо-пассажирские автомобили, у которых для увеличения размеров площадки, предназначенной для размещения в кузове груза, задние сиденья выполнены складывающимися, а конструктивное исполнение задней части кузова обеспечивает увеличенный внутренний объем.

Тип кузова легковых автомобилей определяется числом функциональных отсеков и конструктивным их выполнением. Кузова могут быть трех-, двух- и однообъемными.

Трехобъемный кузов имеет моторный отсек, салон и багажник. У двухобъемного кузова салон и багажник объединены.

 

Классификация автобусов.

Автобусы делят по габаритной длине на пять классов: особо малый (до 5м); малый (6...7,5 м); средний (8,5—10 м); большой (11 — 12 м); особо большой (16,5...24 м).

По назначению различают автобусы трех групп: городские, междугородные и дальнего следования.

Городские автобусы обладают наибольшей вместимостью за счет большого числа стоячих мест и высокими параметрами пассажирообмена. Макси-мально унифицированы с городскими автобусами пригородные, которые осуществляют связь города с ближним пригородом.

Междугородные автобусы служат для перевозок районного и областного масштаба.

Автобусы дальнего следования предназначены для перевозки только сидящих пассажиров в условиях высокого комфорта на дальние расстояния в туристических или экскурсионных целях. Такие автобусы могут быть полутора- и двухэтажными, с наклонно расположенным салоном для улучшения обзорности.

 

Классификация грузовых автомобилей.

Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы в зависимости от полной массы (т) делят на следующие основные классы: менее 1,2; 1,2—2; 2—8; 8.. .14; 14-20; 20...40; более 40.

Общепринятая классификация по грузоподъемности (т) может быть проведена для автомобилей с одним типом кузова при одинаковой комплектации. Так, грузовые автомобили с бортовой платформой могут быть подразделены на следующие классы: особо малый (менее 1 т); малый (1-3); средний (3...8); большой (8...15); особо большой (15—26); сверх особо большой (более 26 т).

В зависимости от назначения различают грузовые автомобили общего назначения, специализированные и специальные.

Грузовой автомобиль общего назначения может быть оборудован платформой бортовой, безбортовой или с тентом.

К специализированным относятся грузовые автомобили для перевозки однотипных грузов, к которым приспособлены их платформы, надстройки или кузова с учетом физико-механических, химических, весовых, геометрических и других свойств и параметров этих грузов.

Специальные автомобили (коммунальные, пожарные, медицинские, автокраны) служат для размещения, транспортировки и эксплуатации различного, в том числе технологического, оборудования и выполнения других функций, не связанных с перевозкой народнохозяйственных грузов.

Автомобиль-тягач приспособлен для буксировки прицепных транспортных средств (прицепов и полуприцепов), в сцепке с которыми образуется автопоезд.

В зависимости от назначения и нагрузок, приходящихся на колесную ось, различают грузовые автомобили двух групп: дорожные и внедорожные. Автомобили первой группы предназначены для движения по дорогам общего пользования, второй — для движения по специальным дорогам или на местности.

В России используют автомобили двух групп: с осевой нагрузкой 60 и 100 кН. Эти автомобили соответствуют несущей способности дорог общей сети двух основных типов.

Автомобили с осевой нагрузкой более 100 кН относятся к группе внедорожных.

Автомобили по общему числу колес и числу ведущих колес обозначают формулой 4x2, 6x6, 8x8 и т. д., где первая цифра соответствует числу колес автомобиля, вторая — числу ведущих колес. Каждое сдвоенное ведущее колесо считается как одно целое. Например, колесной формулой 4x2 обозначен двухосный автомобиль с одной ведущей осью (ГАЗ-53-12), 6x6— трехосный автомобиль со всеми ведущими осями (ЗИЛ-131), 6 х 4 — трехосный автомобиль с двумя ведущими осями (КамАЗ).

По виду потребляемого топлива и типу двигателя различают автомобили карбюраторные, дизельные, работающие на альтернативном топливе (газогенераторные, газобаллонные), электрические (электромобили), паровые, газотурбинные, а также автомобили с комбинированными силовыми установками: например двигатель внутреннего сгорания — электрический двигатель.

Индексация автомобилей. Каждой модели автомобиля, прицепа и полуприцепа присваивают индекс, состоящий из четырех цифр.

Так, первая цифра соответствует классу автомобиля (по рабочему объему двигателя для легковых автомобилей, длине для автобусов и полной массе для грузовых автомобилей); вторая цифра — эксплуатационному назначению автомобиля (1—легковые; 2 — автобусы; 3 — грузовые бортовые автомобили; 4 — седельные тягачи; 5 — самосвалы; 6 — цистерны; 7 — фургоны; 8 — резерв; 9 — специальные автомобили). Третья и четвертая цифры относятся к модели. Для обозначения модификации модели вводят пятую цифру. Перед цифровым индексом указывают аббревиатуру предприятия-изготовителя.

Например, легковой автомобиль с рабочим объемом двигателя 1,3 л и правым расположением органов управления, выпускаемый Волжским автомобильным заводом, обозначают ВАЗ-21036.

 Для прицепного состава в зависимости от его полной массы также установлены группы индексов (третий и четвертый знаки четырехзначного индекса модели прицепов, полуприцепов и роспусков). Для модификации модели указывают пятую цифру. Например, полуприцеп-фургон Одесского автосборочного завода с цельнометаллическим кузовом полной массы 29,2 т обозначают ОдАЗ-99871.

 

 ОБЩАЯ КОМПОНОВКА АВТОМОБИЛЕЙ

Общая компоновка предусматривает рациональное взаимное размещение двигателя, агрегатов и узлов автомобиля, обеспечивающее наиболее эффективную реализацию его назначения.

Компоновочная схема легкового автомобиля зависит от расположения силового агрегата (двигатель, сцепление, коробка передач) и ведущего моста.

Наиболее распространены следующие три схемы:

силовой агрегат спереди, ведущий мост задний;

силовой агрегат спереди, ведущий мост передний;

силовой агрегат сзади, ведущий мост задний.

Первая схема, часто называемая классической, обеспечивает хороший доступ к двигателю при его обслуживании и ремонте и большой объем багажного отделения. Недостатки этой схемы: относительно большая длина автомобиля, наличие туннеля в полу салона для размещения карданного вала. Такую компоновку применяют в легковых автомобилях среднего, большого и высшего классов.

Вторую схему применяют в автомобилях особо малого, малого и среднего классов. Здесь двигатель, сцепление и коробка передач выполнены в едином картере. Преимущества схемы: обеспечение хорошей устойчивости и управляемости, минимальная длина автомобиля, уменьшенная неснаряженная масса, отсутствие туннеля в полу салона. Однако при такой схеме затруднен доступ к двигателю для его обслуживания и ремонта.

Область применения третьей схемы — автомобили особо малого класса с двигателем небольшого рабочего объема.

 

Компоновочные схемы грузовых автомобилей общего назначения определяются взаимным расположением двигателя и кабины.

Наиболее распространены следующие три схемы: кабина за двигателем, над двигателем и перед двигателем.

При первой схеме обеспечиваются хороший доступ к двигателю, простота конструкции сцепления и коробки передач, расположение водителя и пассажиров в зоне пониженной вибронагруженности. Однако при этом увеличиваются база и длина автомобиля, ухудшается передняя обзорность.

Вторая схема позволяет удлинить грузовую платформу, обеспечить загрузку мостов автомобиля до максимально допустимых значений, улучшить переднюю обзорность. Недостаток схемы: необходимость опрокидывания кабины для обеспечения доступа к двигателю.

Третью схему применяют при компоновке полноприводных многоосных автомобилей. Она позволяет равномерно распределить осевые нагрузки на дорогу и обеспечивает хорошую обзорность. Однако при такой схеме у автомобиля меньше длина грузовой платформы и затруднен доступ к двигателю и коробке передач.

 

Компоновочные схемы автобусов зависят от взаимного расположения двигателя и трансмиссии.

Основными являются следующие схемы: двигатель расположен впереди переднего моста, над передним мостом, под полом в пределах базы, сзади продольное или поперечное расположение двигателя.

Наибольшие преимущества у схемы с задним расположением двигателя: возможность понижения уровня пола и создания емких багажных отделений, изоляция двигателя от салона и хороший доступ к нему, минимальные вибрации и шум, возможность рациональной планировки пассажирского салона, создание более комфортабельных условий для водителя. Однако при такой схеме трудно управлять силовым агрегатом и сложно разместить радиатор системы охлаждения.

 

ТИПАЖ АВТОМОБИЛЕЙ

Типаж —это экономически оптимальная по номенклатуре и техническим параметрам совокупность машин, составляющая типоразмерные ряды, в которых автомобили объединены общностью народнохозяйственного назначения.

Типаж составляют на основе классификационных параметров раздельно по видам автомобилей и пересматривают каждые пять- десять лет. Такими параметрами для типажа легковых автомобилей являются рабочий объем двигателя и собственная масса.

В типаже отражены класс, группа, колесная формула, число мест, допустимая масса груза, полная масса автомобиля, рабочий объем, максимальная скорость, время разгона с места до 100 км/ч, пробег до капитального ремонта, трудоемкость обслуживания после 1000 км пробега.

В типаже грузовых автомобилей отражены полная их масса, осевая нагрузка, базовая модель и основные модификации, грузоподъемность, колесная формула, мощность и число цилиндров двигателя.

Классификационные параметры для типажа автобусов —их длина и вместимость. В типаже автобусов указывают также осевую нагрузку, назначение, число мест для сидения, для проезда стоя и общее, полную массу, мощность двигателя, максимальную ско¬рость, время и путь разгона с места до заданной скорости.

Особенность типажей: указание конкретного завода-изготовителя для каждого класса автомобиля.

 

Copyright avtomeh.ucoz.net © 2017