Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Мы в контакте
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Суббота, 20.04.2024, 13:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
ТО и ремонт автомобилей
Узнай всё про автомобиль
Главная » Статьи » Двигатель

Герметичность нарушена

Герметичность нарушена

АЛЕКСАНДР ХРУЛЕВ, канд. техн. наук, директор фирмы «АБ-Инжиниринг»

Прокладка ГБЦ может потерять герметичность по многим причинам. Но главными все-таки остаются нарушения правил эксплуатации, технологии обслуживания и ремонта автомобиля.

В любом случае негерметичность прокладки, оставленная без внимания, будет прогрессировать, вредно влиять на работу других деталей и узлов двигателя и в конечном счете приведет к выходу его из строя.

 

Основные неисправности, связанные с негерметичностью прокладки ГБЦ
Вид утечки Признаки Влияние на двигатель
Утечка
охлаждающей
жидкости
Общие: уменьшение уровня
охлаждающей жидкости
Общее: Перегрев двигателя
Внешняя Мокрый» двигатель, двигатель «парит»,
охлаждающая жидкость на деталях кузова
Слишком горячий двигатель,
детонация, посторонние стуки и шумы
В масло Белая пена на крышке маслозаливной
горловины, увеличение уровня масла
Быстрый износ подшипников,
приводящий к стукам
В цилиндр «Парит» из пробки расширительного бачка,
густой белый дым из выхлопной трубы
Падение мощности двигателя
Утечка
выхлопных газов
Общие: повышение расхода топлива Общее: плохой запуск, падение
мощности
Внешняя
(встречается
редко)
Прогар прокладки, нагар около места
утечки
Дымность выхлопа, свистящий шум
В охлаждающую
жидкость
«Парит» из пробки расширительного бачка Перегрев двигателя, повышение
давления в системе охлаждения,
выброс жидкости из расширительного
бачка
В масло Следы подтекания или «отпотевания»
масла на стыках деталей
Шум в клапанном механизме,
повышение давления в картере
В соседний
цилиндр
Густая сажа в выхлопной трубе, дымный выхлоп Перегрев двигателя, хлопки в
глушителе и на впуске, запах
несгоревшего топлива, черный
дым выхлопа, свистящий шум
Утечка масла Общие: уменьшение уровня масла Общее: большой расход масла
Внешняя Течь масла, следы «отпотевания» масла
на двигателе
Стук двигателя при падении уровня
масла ниже допустимого
В охлаждающую
жидкость
Белая эмульсия в радиаторе Перегрев двигателя из-за ухудшения
эффективности охлаждения
В цилиндр Загрязнение свечей и форсунок Плохой запуск, падение мощности,
синий дым выхлопа

 

Перегрев двигателя

Перегрев — одна из основных причин повреждения прокладок. Да и не только их: при перегреве часто деформируется плоскость головки, а иногда и блока цилиндров. Но в первую очередь страдает, конечно, головка блока.

Помимо локального перегрева отдельных участков камер сгорания, вызывающего появление трещин, общий нагрев головки ведет к увеличению усилия обжатия прокладки, поскольку алюминиевый сплав головки расширяется больше, чем сталь болтов. После охлаждения сдавленная прокладка может уже не обеспечить герметичность там, где удельное давление (усилие, отнесенное к площади поверхности) оказалось слишком низким.

Фактически при перегреве происходит своего рода «отвердевание» поверхностных слоев прокладки, вследствие чего она теряет эластичность и уже не может обеспечить уплотнение соединения головки с блоком цилиндров по всей плоскости.

Обнаружить причину, т.е. установить, что прокладка «потекла» из-за перегрева двигателя, можно при ее осмотре. Обычно в подобных случаях поверхность прокладки становится твердой, а в отдельных местах вблизи камер сгорания обугленной. Часто удается рассмотреть поверхностные трещины, а а также изменение цвета прокладки в перегретых зонах. Ремонт в данном случае редко ограничивается только заменой прокладки.

 После перегрева двигателя прокладка
потеряла герметичность. Видны темные
участки окантовки, где происходила
утечка газов в охлаждающую жидкость
(А), а также нагар в месте перетекания
газов между цилиндрами (Б)

 

Помимо обработки плоскости головки будет совсем не лишним найти причину перегрева в системе охлаждения — возможно, имеется неисправность термостата, вентилятора или просто течь шлангов. Но, допустим, двигатель был сильно перегрет, а прокладка вроде бы устояла. В подобных ситуациях два выхода: либо испытывать судьбу, ожидая, когда появится течь (а так оно, скорее всего, и будет), или все-таки сразу заменить прокладку.

Второе решение будет более удачным: ведь, как ни крути, а запланированный ремонт лучше неожиданной поломки в дороге.

 

Слабое обжатие прокладки

Если прокладка не обжата как следует, то она точно «потечет».

Обычно такое бывает, когда болты головки не затянуты должным образом. Но такие ошибки сегодня — скорее исключение, чем правило: необходимая информация есть теперь на любой СТО. Другое дело, когда все затянуто правильно, а прокладка не обжалась.

 Недостаточное обжатие прокладки
почти не изменяет ее внешнего вида
по сравнению с новой прокладкой

 

В чем дело? Причины обычно кроются в нарушениях элементарных ремонтных технологий.

Например, в руководствах по ремонту пишут, что резьбовую часть болтов перед затяжкой надо смазать маслом. А если не смазать? Тогда момент затяжки почти весь уйдет на преодоление сил трения в резьбе, а вовсе не на прижатие головки к блоку. Может, это одна из причин, по которой на многих современных двигателях резьбовая часть болтов имеет покрытие? Такие болты смазывать не надо.

А если серьезно, то «твердая» смазка гораздо более эффективна и значительно улучшает работу болтов (напомним, что у обычных болтов только 20-25% момента непосредственно преобразуется в усилие затяжки).

Еще хуже, когда болты слишком обильно облиты маслом. В данном случае известное правило «кашу маслом не испортишь» не сработает: масло несжимаемо, заполнив резьбовое отверстие, оно просто не пустит болт дальше. И хорошо еще, если блок не треснет по резьбовым отверстиям.

На современных двигателях часто применяют болты, работающие на пределе текучести. После однократного использования их полагается менять на новые, поскольку они могут недопустимо вытягиваться. Попытки использования таких болтов повторно, особенно на дизелях, где необходимы большие усилия обжатия прокладки, часто кончаются неудачей.

То, что прокладка не была обжата должным образом, легко обнаружить при ее осмотре. Часто на ней вообще практически нет следов обжатия, а толщина осталась такой же, как у новой прокладки. В подобных случаях течь появляется в первые же часы работы двигателя, что и указывает на истинную причину неисправности.

Профилактика здесь проста: надо точно выполнять все рекомендации производителей по моменту, порядку затяжки и замене болтов, а также их смазке перед сборкой. И никаких неприятностей не случится.

 

Пренебрежение повторной затяжкой

Известно, что в зависимости от материала и конструкции некоторые прокладки «слабнут» под действием температуры и вибраций. И если после некоторого времени работы двигателя не провести повторной затяжки болтов, удельное давление в стыке головки с блоком может недопустимо снизиться, после чего прокладка «потечет».

Повторной затяжки требуют не все двигатели и не все прокладки. Но когда такие рекомендации дает производитель двигателя, выполнять их надо неукоснительно. Если этого не сделать, течь появится через несколько тысяч километров пробега автомобиля, что прямо укажет на причину такой неисправности. При этом на снятой прокладке иногда удается увидеть характерное смещение материала и повреждение отверстий, обусловленные снижением удельного давления.

 

Ненормальное горение

К нарушениям процесса горения в двигателе относят детонацию и калильное зажигание.

Не вдаваясь в их природу (это тема отдельного разговора), укажем, что данные явления вызывают значительный рост температуры на отдельных участках камеры сгорания.

Чрезмерное давление в цилиндре, возникающее из-за преждевременного воспламенения топливной смеси, резко увеличивает нагрузки на головку блока, «растягивая» болты и уменьшая тем самым усилие сжатия прокладки. А ударные волны детонации «стучат» не только по ушам водителя, но и по окантовке прокладки ГБЦ.

Результат простой: она начинает разрушаться и прогорает.

    

    Прогар прокладки из-за нарушения процесса сгорания:

а) по перемычке между цилиндрами;
б) в рубашку охлаждения (видны следы эрозии окантовки)
 

 

То, что именно нарушение процесса сгорания явилось причиной повреждения прокладки, часто удается установить по ее виду. В подобных случаях она нередко прогорает между цилиндрами. Прогар по окантовке часто сопровождается эрозией поверхности головки блока и самой окантовки вблизи повреждения.

Изменение цвета материала прокладки возле окантовки также может свидетельствовать о высокой температуре в камере сгорания. В любом случае место прорыва газов через окантовку будет видно невооруженным глазом.

Устранить причины, вызвавшие повреждение прокладки, нетрудно. Достаточно установить правильный угол опережения зажигания, поставить требуемые для данного двигателя свечи и залить в бак бензин с соответствующим октановым числом. Правда, в некоторых случаях этого может оказаться недостаточно.

Например, если при ремонте головки с ее плоскости снято слишком много металла, и степень сжатия стала заметно больше. Или когда поршни установлены от другой модификации двигателя.

 

Механические проблемы

Как известно, прокладка ГБЦ — весьма деликатная деталь, легко повреждаемая при неаккуратном обращении. Если она имеет явные дефекты, то ставить ее либо опасно, либо просто бессмысленно — все равно рано или поздно «потечет». То же самое относится и к попыткам повторно использовать старую прокладку. Ее материал уже обжат и никогда не обеспечит надежного уплотнения. Может быть, на несколько тысяч километров ее и хватит, но это можно рассматривать только как временный выход из положения, чтобы доехать до дома.

Иногда прогар прокладки происходит из-за попадания между ней и уплотняемой поверхностью инородных материалов. Такое вполне может случиться, если не очистить плоскости головки и блока от остатков старой прокладки перед установкой новой. Кстати, то же самое получится, если плоскости окажутся деформированными — в местах «провалов» удельное давление будет недопустимо низким, и в конце концов уплотнение нарушится. Поэтому перед установкой прокладки проверка плоскостей головки и блока обязательна.

   

Дефекты прокладок, ведущие к потере герметичности:

а) из-за попадания инородных материалов между уплотняемыми поверхностями; б) из-за неаккуратной работы с прокладкой

 

Практика показывает, что наибольший «провал» плоскости наблюдается в средней части головки блока между цилиндрами. У блоков же, помимо «провалов», наблюдаются и «выступы», например, в зоне отверстий под головочные болты. Но в любом случае отклонения от плоскости не должны превышать 0,05-0,07 мм, иначе прокладка прогорит. Понятно, что деформированную плоскость, очевидно, надо обработать, т.е. выровнять.

В одних мастерских головки фрезеруют, в других шлифуют, а в третьих — притирают на плите с абразивной пастой. А какой способ лучше? Давайте разберемся вместе.

Если поверхность слишком грубая, то не исключено просачивание рабочих жидкостей и газов. Напротив, если поверхность чрезмерно гладкая, то возможно скольжение прокладки между уплотняемыми деталями и в конечном счете потеря герметичности. Поэтому при обработке поверхностей головки и блока не все средства хороши.

 

Шероховатость поверхности (МКМ), рекомендуемая для различных материалов уплотняемых деталей и прокладок

Материал
уплотняемой
детали
Тип прокладки
Профилированная
стальная
Многослойная
стальная
Медная Асбестовая Безасбестовая
с мягким
покрытием
Алюминиевый сплав 0,8–1,6* 0,8–1,6* 0,8–1,6* 2,5–3,2 2,5–3,2
Чугун 2,5–3,2 2,5–3,2 3,2–4,0 4,0–4,5 3,2–4,0
*Достигается шлифованием. В остальных случаях лучше применять фрезерование.

 

 

Желательно обеспечить определенную оптимальную шероховатость, которая в основном зависит от материалов уплотняемых деталей. Конечно, это общие рекомендации. Но ими вполне можно пользоваться, когда другие данные, например, от производителя двигателя, отсутствуют.

Категория: Двигатель | Добавил: ivan29 (06.01.2017)
Просмотров: 2863 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Copyright avtomeh.ucoz.net © 2024