Автомобильный парк подвижного состава
Коэффициенты технической готовности и выпуска на линию подвижного состава, методика их расчета и влияющие факторы.
Расчетный (планируемый) коэффициент технической готовности автомобиля (группы автомобилей или парка в целом) вычисляется по формуле
αТ=1/1+lссДтрК'4/100
где lсс — среднесуточный пробег автомобиля, км;
Дтр — продолжительность простоя автомобиля в ТО-2 и ТР (см. табл. 2.6 Положения о ТО и ТР), дней на 1000 км, зависит от типа и характеристики ПС;
К'4— коэффициент корректирования.
Значения Дтр в зависимости от типа и характеристики подвижного состава, дней на 1000 км:
Легковые автомобили, класса:
малого............................................0,30-0,35
среднего ........................................0,35-0,40
Грузовые автомобили, грузоподъемностью, т:
0,3-1,0............................................0,40
1.0- 3,0...........................................0,45
3.0- 5,0...........................................0,50
5,0 и более....................................0,50-0,55
Автобусы, класса:
особо малого................................0,30-0,35
малого ..........................................0,35-0,40
среднего ......................................0,40-0,50
большого .....................................0,50-0,55
Прицепы и полуприцепы, грузоподъемностью, т:
до 8,0............................................0,10
от 8,0 и более..............................0,15
Значение коэффициента К'4 выбирается по табл. 14 Положения о ТО и ТР по промежуточному значению X.
Для автопоездов, состоящих из автомобиля-тягача с полуприцепами (при отсутствии на АТП обменных полуприцепов), принимается
Дтрап=Днтра К'4+Днтрпп
где Днтра — норма простоя автомобиля-тягача в ТО-2 и ТР, дней на 1000 км;
Днтрпп — удельная норма простоя полуприцепа в ТР, дней на 1000 км (составляет 1/5 часть общей нормы простоя полуприцепа в ТО-2 и ТР или 0,02—0,03 дня на 1000 км пробега).
Пример: Определить значение Дтрап для автопоезда в составе автомобиля-тягача большой грузоподъемности и полуприцепа.
Средний пробег Lср = 241 500 км.
Фактический пробег Lф = 82 500 км.
Из пропорции получаем X = 182 500 : 241 500 = 0,75569.
По табл. 2.6 Положения о ТО и ТР по значению X = 0,75569 находим в интервале пробегов от 0,75 до 1,0 значение коэффициента К'4, который равен 1,2.
По табл. 2.6 Положения находим норму простоя в ТО-2 и ТР
для автомобиля Днтра = 0,55 дня/1000 км
для полуприцепа Днтрпп = 0,15 дня/1000 км
Так как удельная норма простоя полуприцепа в ТР составляет 1/5 часть общей нормы простоя полуприцепа в ТО-2 и ТР, то
Днтрпп = 0,15 • 1/5 = 0,03 дня/1000 км,
для автопоезда соответственно
Дтрап = 0,55 • 1,2 + 0,03 = 0,7 дня/1000 км.
При расчете программы по нескольким основным моделям (группам) автомобилей коэффициент ат рассчитывается для каждой из них.
При необходимости в целом по предприятию можно определить среднее значение коэффициента оц. ср по формуле
где ат), ат2, ..., атя — коэффициенты технической готовности для автомобилей, входящих соответственно в 1-, 2-, ..., п-ю группу технологически совместимых автомобилей; А„ А2, ...,
А„ — списочное число автомобилей соответственно в 1-, 2-, ..., я-й группах.
Определение коэффициента использования автомобилей.
Коэффициент использования автомобилей определяют с учетом режима работы АТП в году и коэффициента технической готовности подвижного состава:
где а,. — расчетный коэффициент технической готовности автомобиля (парка);
Дрг — количество дней работы АТП (автомобилей на линии) в году;
Дкг — количество календарных дней в году.
Определение коэффициента выпуска автомобилей.
Коэффициент выпуска автомобилей (подвижного состава) исходя из фактического выпуска на линию (на работу) одного автомобиля определяется по следующей формуле:
для парка (автомобили и прицепы):
в целом по АТП: ДДэ ДДи ’
где Дэ — количество дней в эксплуатации (на линии); Дф — ко-личество дней приписки в АТП.
Все вышеприведенные коэффициенты отличаются между собой и располагаются в следующей последовательности: >а„-