|
Фосфатирование
Фосфатирование — процесс химической обработки стальных изделий с целью получения на их поверхности слоя не растворимых в воде фосфорно-кислых соединений. В зависимости от требуемых свойств в автомобилестроении применяют три вида фосфатных покрытий: грунтовочные противокоррозионные покрытия, наносимые перед окрашиванием, для улучшения защитных свойств и повышения адгезионной прочности лакокрасочных покрытий; противокоррозионные покрытия для временной (при хранении) защиты деталей, работающих обычно в контакте с маслом и смазкой или подвергающихся относительно слабому коррозионному воздействию среды (пружины, крепежные изделия и т.д.); антифрикционные покрытия, снижающие коэффициент трения совместно работающих деталей.
Для фосфатирования используют фосфатирующие растворы, пасты, грунтовки.
Различают несколько видов фосфатирования: обычное (нормальное), ускоренное, холодное и аморфное. На автозаводах фосфатирование проводят растворами КФ-1 и КФ-12 при температуре 45... 50 °С. Концентрат КФ-1 имеет следующий процентный состав (по массе): окись цинка — 13,7; ортофосфорная кислота (87%-я) — 31,9; азотная кислота (57%-я) — 14,3; вода — 40,1. При ремонтных работах реально проведение только холодного фосфатирования с использованием паст или растворов, которое отличается повышенным содержанием солей и соответственно более высокой кислотностью. Для фосфатирования стальных крупногабаритных изделий используют пасты следующего состава, г на 1 л воды: Ортофосфорная кислота (плотность 1,41)........... 80...85 Цинковые белила (сухие).............. 15... 17 Натрий азотокислый.............. 1,2 Тальк.......... 1500... 3000
|