Фосфатирование
Фосфатирование — процесс химической обработки стальных изделий с целью получения на их поверхности слоя не растворимых в воде фосфорно-кислых соединений.
В зависимости от требуемых свойств в автомобилестроении применяют три вида фосфатных покрытий:
грунтовочные противокоррозионные покрытия, наносимые перед окрашиванием, для улучшения защитных свойств и повышения адгезионной прочности лакокрасочных покрытий;
противокоррозионные покрытия для временной (при хранении) защиты деталей, работающих обычно в контакте с маслом и смазкой или подвергающихся относительно слабому коррозионному воздействию среды (пружины, крепежные изделия и т.д.);
антифрикционные покрытия, снижающие коэффициент трения совместно работающих деталей.
Для фосфатирования используют фосфатирующие растворы, пасты, грунтовки.
Различают несколько видов фосфатирования: обычное (нормальное), ускоренное, холодное и аморфное.
На автозаводах фосфатирование проводят растворами КФ-1 и КФ-12 при температуре 45... 50 °С.
Концентрат КФ-1 имеет следующий процентный состав (по массе): окись цинка — 13,7; ортофосфорная кислота (87%-я) — 31,9; азотная кислота (57%-я) — 14,3; вода — 40,1.
При ремонтных работах реально проведение только холодного фосфатирования с использованием паст или растворов, которое отличается повышенным содержанием солей и соответственно более высокой кислотностью.
Для фосфатирования стальных крупногабаритных изделий используют пасты следующего состава, г на 1 л воды:
Ортофосфорная кислота (плотность 1,41)........... 80...85
Цинковые белила (сухие).............. 15... 17
Натрий азотокислый.............. 1,2
Тальк.......... 1500... 3000