Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Мы в контакте
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Суббота, 21.12.2024, 21:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
ТО и ремонт автомобилей
Узнай всё про автомобиль

Функции и задачи основных служб АТП

Несомненно, наиболее сложным и наиболее быстро меняющимся в ходе реформ компонентом работы АТП является экономическая деятельность автотранспортных предприятий — комплекс функций, реализующих принципы предпринимательства в деятельности автотранспортной отрасли.

Коммерческая (грузовая) группа заключает договоры с грузоотправителями и принимает заказы на перевозки (транспортные предприятия общего пользования и хозрасчетные ведомственные) или выявляет очередность перевозок и приема заказов от организаций.

Основными задачами, решаемыми коммерческой службой автотранспортного или транспортно-экспедиционного предприятия, являются:

• изучение состояния и тенденций развития рынка транспортных услуг;

• выбор целевых секторов рынка, определение сферы деятельности предприятия, участие в разработке общей рыночной программы предприятия;

• участие в выработке тарифной политики и в определении тарифов предприятия;

• стимулирование спроса на услуги предприятия;

• заключение договоров с потребителями;

• коммерческое обеспечение выполнения заключенных договоров;

• анализ результатов коммерческой деятельности предприятия.

 

Изучение рынка ведется коммерческой службой предприятия постоянно и предусматривает работу в следующих направлениях:

• сбор информации о грузовладельцах и их транспортных потребностях. Изучение характера и тенденций изменения спроса на различные виды транспортных услуг у различных групп потребителей. Выявление областей неудовлетворенного спроса. Выявление потенциальных потребителей услуг предприятия. Изучение особенностей отдельных грузоотправителей;

• сбор данных о предприятиях-конкурентах и анализ их деятельности. Выявление сильных и слабых сторон предприятий-конкурентов. Изучение сложившегося уровня тарифов и качества услуг, предоставляемых конкурирующими предприятиями. Анализ специфических форм коммерческой работы и услуг, предоставляемых потребителям конкурирующими предприятиями;

• изучение возможности сотрудничества с другими транспортными предприятиями при обслуживании потребителей;

• изучение вновь вводимых в действие законодательных актов, других нормативных материалов, требования которых могут ограничить коммерческую деятельность предприятия или, напротив, создать новые возможности для ее развития.

 

Участие в выработке тарифной политики и тарифов предприятия — важнейшая функция коммерческой службы. В условиях свободного рыночного ценообразования тариф, который устанавливает предприятие на свои услуги, должен быть достаточно высоким для обеспечения рентабельной работы предприятия. С другой стороны, цены должны быть приемлемы для потенциальных потребителей и обеспечивать, таким образом, необходимый уровень спроса.

Автотранспортные и экспедиционные предприятия обычно определяют стоимость услуги индивидуально для каждого заказа (если только закон не требует работы по объявленным тарифам). Поэтому разработка тарифов представляет собой самостоятельную и достаточно сложную сферу коммерческой деятельности.

При составлении договоров и приеме заявок должны быть выяснены все условия перевозок и обследованы объекты (характер и количество груза, осуществлена его готовность, определен фронт погрузки и разгрузки, подъездные пути, время перевозок и т.д.). Эта группа постоянно изучает возможные грузовые потоки в районы расположения автотранспортного предприятия и в смежные с ним районы. В результате обработки данных договоров и полученных заявок коммерческая (грузовая) группа ежедневно составляет сводный план перевозок на сутки с учетом очередности их осуществления.

Оперативный, или сменно-суточный, план составляется обычно службой эксплуатации предприятия на предстоящие сутки и определяет конкретные производственные задания водителям и производственным подразделениям предприятия. Процедура формирования сменно-суточного плана связана главным образом с процессом организации перевозок. Коммерческая (грузовая) служба предприятия к формированию сменно-суточного плана прямого отношения, как правило, не имеет.

 

Диспетчерская группа 

Эффективное использование подвижного состава на линии (в наряде) возможно при четком соблюдении графика работы автомобильного транспорта и своевременном устранении сбоев в выполнении плана перевозок. Такое управление работой подвижного состава осуществляет диспетчерская служба, которая предусматривает:

• оперативное руководство перевозками;

• составление сменного суточного плана перевозок;

• распределение подвижного состава по обслуживаемым объектам;

• составление графика работы автомобилей на линии;

• контроль работы подвижного состава на линии;

• выявление и устранение причин нарушения графиков движения;

• оформление путевых листов и товарно-транспортных документов.

 

Различают системы:

• децентрализованного диспетчерского руководства, когда отдел эксплуатации каждого автотранспортного предприятия направляет и руководит работой автомобилей на линии;

• централизованного диспетчерского руководства, которому подчинены несколько автотранспортных предприятий одного ведомства (объединения). В этом случае отдел эксплуатации автотранспортного предприятия только обеспечивает подготовку подвижного состава к работе и выпуск его на линию по разнарядкам централизованной диспетчерской службы (ЦДС), которая руководит работой автомобилей всех подчиненных ей предприятий. Диспетчеры АТП контролируют на пунктах работу подвижного состава (ПС) своего предприятия и поддерживают связь с ЦДС.

 

Централизованная диспетчерская служба должна:

• обеспечить более рациональные маршруты перевозок;

• исключить встречные потоки грузов;

• добиться равномерного распределения объемов транспорт¬ной работы между подчиненными АТП.

 

Повышению эффективности и совершенствованию работы автомобильного транспорта способствует развитие автоматизированной системы управления (АСУ).

В течение всего времени нахождения автомобиля в наряде (на линии) водители непосредственно подчинены диспетчеру. Связь поддерживается по телефону или радио с линейными диспетчерами, находящимися на стационарных или передвижных контрольно-диспетчерских пунктах (КДП). Диспетчер при необходимости перебрасывает ПС с одного объекта на другой, изменяет маршруты движения, возвращает в парк или вызывает на объекты резервный ПС. Этим обеспечивается четкое и полное выполнение суточного плана (задания) перевозок.

В случае вынужденной остановки из-за неисправности автомобиля водитель через диспетчера вызывает машину технической помощи с бригадой слесарей по ремонту автомобилей. Если устранить неисправность на месте не удается, диспетчер организовывает доставку груза по назначению и возвращение неисправного автомобиля в парк.

Сменное (суточное) задание записывается водителю в путевой лист диспетчерской службой на основании сменного (суточного) плана, составленного эксплуатационной службой АТП. Оно содержит:

• адреса грузоотправителей и грузополучателей;

• наименование и количество груза;

• расстояние перевозок.

К нему прилагается специальная схема с маршрутами.

Путевой лист выдается водителю под расписку в журнале учета и выдачи путевых листов и только после сдачи путевого листа за прошедшую смену.

При возвращении в парк после выполнения сменного задания водитель сдает дежурному диспетчеру путевой лист с приложением товарно-транспортных документов и актов о сверхнормативных простоях (если они имели место). Путевой лист показывает результаты выполненной транспортной работы, расход горюче-смазочных материалов и является основным первичным документом для начисления заработной платы водителю.

Основным товарно-транспортным документом является товарно-транспортная накладная (ТТН).

Товарно-транспортная накладная представляет собой документальное подтверждение факта заключения договора перевозки груза.

Она также служит документальным основанием:

• для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя;

• для оприходования товарно-материальных ценностей у грузополучателя; 

• для учета транспортной работы и других услуг, выполняемых транспортным предприятием для грузоотправителей и грузополучателей;

• для проведения расчетов между потребителем и транспортным предприятием за предоставленные услуги.

 

Как правило, ТТН заполняется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку. Если одним автомобилем перевозится одновременно несколько партий груза в адрес одного или нескольких грузополучателей, то ТТН обязательно выписывается на каждую партию груза в отдельности. В коммерческой работе часть груза, перевозимую по отдельной ТТН, принято называть отправкой. Однако в тех случаях, когда в течение смены выполняются перевозки однородных грузов от одного отправителя в адрес одного получателя, может производиться оформление одной ТТН на всю работу, выполненную в течение смены. При этом на каждую ездку отправитель выдает водителю талон, форма которого устанавливается соглашением между отправителем, получателем и перевозчиком. Талон должен содержать все данные, необходимые для последующего заполнения ТТН, которая оформляется при выполнении последней ездки в течение данной смены.

Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного, который служит для оформления взаимоотношений грузоотправителей и грузополучателей, и транспортного, отражающего отношения грузовладельцев с предприятиями автомобильного транспорта.

Многие грузоотправители изготовляют типографским способом собственные бланки товарно-транспортных накладных. При этом реквизиты товарного раздела могут несколько изменяться по сравнению с типовой формой для удобства учета специфики работы с конкретными видами товаров. В то же время установленная форма транспортного раздела ТТН едина для всех пользователей и произвольных изменений не допускает.

Товарно-транспортная накладная при выполнении городских и пригородных перевозок выписывается, как правило, в четырех экземплярах, при этом:

• первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей. Остальные экземпляры, подписанные водителем и заверенные подписями и печатями отправителя, вручаются водителю;

• второй экземпляр сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования им товарно-материальных ценностей;

• третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями грузополучателя, сдаются в автотранспортное предприятие.

 

Третий экземпляр ТТН служит основанием для расчета за перевозку. Он высылается автотранспортным предприятием заказчику автотранспорта. Чаще всего заказчиком является отправитель, хотя в ряде случаев расчеты за перевозку производит грузополучатель или иное юридическое лицо.

Четвертый экземпляр ТТН прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю. При необходимости грузоотправитель может выписывать дополнительные экземпляры ТТН для использования их при учете, взаиморасчетах с получателями и в других целях. Учетно-расчетная группа ведет учет выполненных перевозок по первичным документам (путевым листам) на вычислительном центре.

Copyright avtomeh.ucoz.net © 2024