Газовые конденсаты
Высокие темпы добычи природного газа обеспечивают значительный прирост добычи сопутствующего ему продукта — газового конденсата, который на нефтеперерабатывающих заводах совместно с нефтью перерабатывается в моторные топлива.
В нашей стране крупнейшие газоконденсатные месторождения (ГКМ) находятся на Крайнем Севере, в Западной Сибири и Якутии.
Содержание газового конденсата по отдельным месторождениям колеблется от 52 до 300 г и выше на 1 м3 добываемого природного газа.
В зависимости от компонентного состава природного газа конденсат содержит до 20 % легких углеводородных газов (метана, этана, пропана и бутана).
Стабильный газовый конденсат нашел широкое применение как сырье для производства автомобильного бензина, дизельного и реактивного топлива.
В среднем выход ароматических углеводородов при каталитическом риформинге фракций газового конденсата на 20...25% выше, чем из соответствующих фракций, полученных при переработке нефти.
Содержание светлых нефтепродуктов (бензиновых и дизельных фракций) в газовых конденсатах составляет 90... 100 %, в то время как в нефти их не больше 30...40 %.
Газовые конденсаты различных месторождений на 60... 80 % со¬стоят из фракций, выкипающих до 200 °С. Плотность конденсатов колеблется от 0,676 до 0,791 г/см3, их кинематическая вязкость составляет при 20 °С от 0,540 до 2,02 мм2/с, температура застывания изменяется в пределах от —5 до —70 °С.
На Уренгойском месторождении с 1979 г. действует малогабаритная промышленная установка для переработки конденсата с получением дизельного топлива.
С 1982 г. в городе Дудинка в эксплуатации находится промышленная установка с годовой производительностью по сырью до 50 тыс. т, с помощью которой конденсат разделяется на дизельную и бензиновую товарные фракции.
В настоящее время разработаны малогабаритные установки для переработки конденсата с производительностью по сырью 12, 25 и 50 тыс. т в год.
Для эксплуатации автомобилей с карбюраторными двигателя-ми в районах Уренгойского и Норильского месторождений при-меняют бензин, вырабатываемый прямой перегонкой из газовых конденсатов.
В настоящее время из газовых конденсатов в России вырабатываются бензины марок АГ-72 и АГ-76 (ТУ 51-126—83) и летний и зимний бензины А-76 (ТУ 51-03-06—86).
По согласованию с потребителем для повышения октанового числа допускается вводить в газоконденсатный бензин в качестве добавки экстралин в количестве 1,5 % (ТУ 6-02-571—81).
Получаемая с помощью малогабаритной перерабатывающей установки из газоконденсата вместе с дизельным топливом бензиновая фракция с выходом порядка 50 % на сырье за исключением октанового числа (68...72 по моторному методу) полностью соответствует требованиям ГОСТ 2084—77.