ХРАНЕНИЕ, УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ И ПУТИ СНИЖЕНИЯ ЗАТРАТ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ.
На автомобильном транспорте используются следующие изделия и материалы: подвижной состав, агрегаты, запасные части, автомобильные шины, аккумуляторы и др.
На долю запасных частей приходится около 70 % номенклатуры изделий и материалов, потребляемых автомобильным транспортом.
Номенклатура запасных частей для грузовых автомобилей — свыше 15 тыс. наименований; для легковых автомобилей населения — около 10 тыс. наименований.
Запасные части делятся на механические детали и узлы; детали и узлы топливной аппаратуры; детали и узлы электрооборудования и приборов; подшипники качения; изделия из стекла, резины, асбеста, войлока и текстиля, пробки, пластмассы, картона и бумаги.
Автомобильные шины и аккумуляторы не входят в номенклатуру автомобильных запасных частей, поэтому их распределяют и учитывают отдельно.
Номенклатура аккумуляторов, используемых на автомобилях, составляет около 10 наименований.
На автомобильном транспорте используется около 60 наименований горючих и смазочных материалов:
бензины;
дизельное топливо;
газообразное топливо (СНГ — сжиженные нефтяные газы;
СПГ — сжатые природные газы);
моторные масла;
трансмиссионные масла;
пластические смазки.
Используется около 20 наименований технических жидкостей: охлаждающие, тормозные, амортизаторные и для гидроподъемных систем, пусковые жидкости.
Для ухода за автомобилями и ремонта применяются лакокрасочные материалы: лаки, краски, грунтовки, шпатлевки, растворители и т.д.; всего более 100 наименований.
Обслуживание и ремонт автомобилей связаны с использованием технологического оборудования: уборочно-моечного; подъемно-транспортного; смазочно-заправочного; диагностического; ремонтного и другого, а также специального инструмента. Всего насчитывается более 200 наименований.
Используются и прочие материалы: металлы, режущий измерительный инструмент, электротехнические и ремонтно-строительные материалы, спецодежда.
Хранить все детали, выпускаемые в качестве запасных частей , в АТО нерационально. Это приводит к увеличению стоимости запасов, увеличению площадей складских помещений и к неэффективному использованию запасов — большая их часть остается лежать «мертвым грузом». С другой стороны, выход детали из строя носит случайный характер, и теоретически в АТО в любое время может потребоваться любая из запасных частей. Эта сложная задача решается путем централизации хранения различных по номенклатуре и объему запасов запасных частей на складах различных уровней.
На складах АТО хранят минимальные запасы наиболее «ходовых» деталей. На складах следующего уровня номенклатура деталей шире, а запасы по каждому наименованию больше. И, наконец, вся номенклатура запасных частей и самые большие запасы по каждому наименованию деталей хранятся на центральном складе, например, завода-изготовителя автомобиля.
Способ определения номенклатуры и объема хранения запасных частей, которые следует хранить на складах различного уровня, и процесс поддержания этих запасов на оптимальном уровне, принято называть управлением запасами.
Процесс управления запасами на складах различного уровня осуществляется разными методами.
В основу наиболее распространенного положено деление всей номенклатуры запасных частей для каждой модели автомобилей по частоте спроса на группы, например А,В, С.
Первая группа (А) — детали высокого спроса, включает в себя около 10% общей номенклатуры запасных частей. Ими удовлетворяется около 85% заказов потребителей.
Вторая группа (В) — детали среднего спроса, включает в себя 15% общей номенклатуры, но ими удовлетворяется только 10% спроса на запасные части.
Третья группа (С) — детали редкого спроса, включает в себя 75% общей номенклатуры, ими удовлетворяется до 5% спроса на запасные части.
В соответствии с распределением деталей по группам организуется система обеспечения запасных частей.
В АТО хранят в основном детали группы А.
Детали групп В и С хранят на складах более высокого уровня.
В связи с колебанием спроса, особенно на складах низкого уровня, необходимы резервные запасы, превышающие средний спрос в единицу времени.
Стандартный размер заказа Q приближенно определяется по формуле Q=√2VS/C где V — годовая потребность в деталях в стоимостном выражении; S — издержки, связанные с оформлением и получением заказа; С — затраты на хранение единицы запаса.
Запасные части хранятся в закрытых складах на многоярусных стеллажах закрытого (клеточного) или открытого (полочного) типов.
Агрегаты автомобилей хранятся на полу на деревянных настилах, кузова и кабины — под навесом.
Для удобства отыскания деталей их располагают поагрегатно в порядке номенклатурных номеров агрегатов (по заводским каталогам).
На стеллажах устанавливают ярлыки с соответствующими надписями, в которых приводится номенклатурный номер и наи¬менование детали по каталогу и число деталей, имеющихся на складе.
Материалы при хранении разбивают на следующие основные группы: металлы; инструменты и приспособления; химикаты; ремонтно-строительные материалы; спецодежда; станки и принадлежности к ним; прочие материалы.
Для удобства работы склада каждая из этих групп делится на 10 подгрупп по признаку однородности материалов, подгруппы, в свою очередь, делят на 10 частей, каждая из которых получает свой номенклатурный трех- или четырехзначный номер. Это дает возможность расположить материалы на складе в определенной последовательности.
Шины хранят при температуре -10...+20°С в защищенных от солнечного света помещениях.
Камеры хранят на специальных вешалках с полукруглой полкой слегка накачанными, припудренными тальком или вложенными в новые покрышки и подкачанными до внутреннего размера покрышки.
При хранении на вешалках шины и камеры периодически (через 1...3 мес) необходимо поворачивать, меняя точку опоры.
Аккумуляторные батареи хранят в сухих складских помещениях при температуре выше 0°С защищенными от прямого попадания солнечных лучей. Гарантийный срок хранения сухозаряженных батарей — 2 года.