Классификация автоперевозок
Производственный процесс автомобильного транспорта заключается в перемещении грузов и пассажиров и называется ав-томобильными перевозками.
Грузовые, автобусные, легковые, смешанные грузопассажирские и пассажирские перевозки подразделяются:
1) по расстоянию перевозки:
• городские, выполняемые по территории города;
• пригородные, выполняемые на расстоянии не более 50 км от границ города;
• междугородние, выполняемые на расстоянии более 50 км от границ города;
• международные, выполняемые между государствами;
• туристические;
2) по роду обслуживания;
3) по отраслям (типы обслуживаемых предприятий и, следовательно, виды перевозимых грузов):
• промышленные — 30 % общего объема перевозок (грузы промышленных предприятий, включая сырье, готовую продукцию, топливо, перевозимые между промышленными объектами, узлами внешнего транспорта и складскими территориями);
• строительные — 35 % (грузы промышленного и гражданского капитального строительства, включающие в себя грузы строительной индустрии, сырьевые строительные материалы, строительное оборудование и машины, грунт и строительный мусор);
• сельскохозяйственные — 10 % (сельскохозяйственная продукция, семена, удобрения и т. п.);
• потребительские — 20 % (грузы продовольственного, промтоварного снабжения и бытового обслуживания населения, грузы очистки города от твердых бытовых отходов, снега и мусора, топливные грузы);
• прочие — 5 %;
4) по размеру партий груза:
• массовые, перевозки большого объема однородного груза;
• мелкопартионные, при которых масса партии груза не превышает половины грузоподъемности ПС;
5) технологические, выполняемые внутри предприятий или в пределах технологического цикла выпуска продукции;
6) по способу выполнения:
• прямого сообщения, которые осуществляются от пункта отправления до пункта назначения одним АТС;
• терминальные, выполняемые через систему грузовых автостанций (складов, терминалов);
• смешанного сообщения (интермодальные, мультимодальные), которые осуществляются несколькими видами транспорта. Разновидностью этих перевозок являются комбинированные перевозки, осуществляемые несколькими видами транспорта без перегрузки (паромные переправы для перевозки ПС через водные преграды, контейнерные перевозки ПС на железнодорожных платформах и т. п.);
7) по времени освоения:
• постоянные, наиболее характерные для промышленных и торговых грузов;
• сезонные, наиболее характерные для сельскохозяйственных грузов;
• временные, наиболее характерные для строительных грузов;
8) по организационному признаку:
• централизованные, когда перевозчик или специализированная фирма являются организаторами перевозок;
• децентрализованные, когда каждый грузополучатель самостоятельно обеспечивает перевозку груза.
В зависимости от перечисленных условий сильно различаются требования к используемому ПС, технология и организация перевозок, методики планирования и средства контроля и управления движением ПС.