Классификация грузов по отдельным признакам
Подготовка грузов к перевозке заключается в упаковке, сортировке по направлению, маркировке, взвешивании, пакетировании, подсборке укрупненных партий, загрузке контейнеров и составлении перевозочных документов.
Погрузку грузов на автомобили и прицепы, а также их выгрузку производят различными, в основном механизированными способами в зависимости от физических свойств грузов и вида их упаковки.
Способы погрузки и выгрузки определяют время простоя автомобилей и стоимость погрузочно-разгрузочных работ, а следовательно, производительность и себестоимость работы транспортных средств и скорость доставки грузов по назначению.
Перевозка грузов должна обеспечивать их доставку в место назначения в полной сохранности и в срок, что является одним из важнейших условий перевозки.
Для разных грузов необходимо применять автомобили и кузова различных типов и выбирать различные скорости движения.
Хранение грузов производится на складах.
Тип и размеры складов, способы укладки грузов на складе и режим хранения зависят от физико-химических свойств и грузов, и их упаковки, сроков хранения, количества грузов и климатических условий.
Классификация грузов отражает те их свойства, которые определяют различные стороны процесса их перевозки и хранения. Грузы классифицируются по следующей номенклатуре:
1) нефть и нефтепродукты, в том числе наливом;
2) каменный уголь;
3) кокс;
4) руда железная и марганцевая;
5) руда цветная и серное сырье;
6) черные металлы;
7) лесные грузы;
8) химические и минеральные удобрения;
9) хлебные грузы, в том числе зерно, мука, хлеб и хлебобулочные изделия;
10) цемент;
11) строительные грузы, в том числе кирпич;
12) промышленные грузы и формовочные материалы;
13) гранулированные шлаки;
14) вскрыша пород (включая грунт);
15) хлопок;
16) молоко и масло животное;
17) ликероводочные изделия;
18) остальные продовольственные товары;
19) промышленные товары народного потребления;
20) грузы в контейнерах;
21) прочие грузы.
Кроме того, грузы классифицируются по виду: тары, массе, размерам, способу погрузки и выгрузки, величине отправок, признакам специфических свойств, степени опасности и условиям использования грузоподъемности автомобилей.
По виду упаковки грузы подразделяют на тарные (в том числе с супертарой) и бестарные.
По массе одного грузового места грузы бывают:
• штучные нормальной массы (до 250 кг, а для катаных грузов — бочки, катушки, кабели — до 500 кг);
• повышенной массы (от 250 кг, а для катаных от 500 кг, до 30 т);
• тяжеловесные грузы (штучные неделимые массой 30 т и более).
Для перевозки последних грузов требуются специальные раз-решения соответствующих организаций и ГАИ.
По размерам грузы могут быть допускаемыми к перевозкам по дорогам общего пользования и крупногабаритными, один из габаритных размеров которых превышает допустимые: по ширине 2,5 м, высоте в транспортном положении вместе с автомобилем 3,8 м (с контейнерами 4 м), длине со свесом за пределы заднего борта кузова 2 м.
Общая допустимая длина автопоезда не должна превышать 14 м.
По способам погрузки и выгрузки грузы подразделяются на штучные, сыпучие, навалочные и наливные, а по величине отправок — на мелкопартионные (массой до 5 т), партионные (5—30 т) и массовые (более 30 т).
Партия груза — это количество груза, предъявляемое к единовременной перевозке в один адрес но одному транспортному сопроводительному документу.
По признакам специфических свойств, которые надо особо учитывать при подготовке, хранении, погрузке, перевозке и выгрузке, грузы делятся на скоропортящиеся, опасные, антисанитарные (мусор, нечистоты), живые (скот, птица, рыба, пчелы и др.).
Для одних скоропортящихся грузов необходим подогрев кузова при низких температурах окружающего воздуха, для других — различная степень охлаждения. Так, например, мясо перевозится в охлажденном состоянии (при температуре -6...+4 °С), в замороженном виде -6 - 17 °С), и глубокозамороженном состоянии (не выше -18 °С).
По степени опасности грузы делятся на четыре группы:
1) малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты, промышленные товары);
2) опасные по своим размерам — (крупногабаритные) с деталями, выступающими за основные габариты транспортных средств;
3) пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, горячий асфальт, разогретый битум);
4) опасные.
В свою очередь, опасные грузы в зависимости от их вредного воздействия на людей, животных, подвижной состав, строения, дороги, которое может проявиться при отступлении от строгих правил погрузочно-разгрузочных работ, перевозки и хранения, делятся на девять классов:
1 — взрывчатые вещества;
2 — газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
3 — легковоспламеняющиеся жидкости, смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары; имеющие температуру вспышки в закрытом сосуде +61 °С и ниже;
4 — легковоспламеняющиеся вещества и материалы, способные во время перевозки легко загораться от внешних источников воспламенения в результате трения, поглощения влаги, самопроизводных химических превращений, а также при нагревании;
5 — окисляющие вещества и органические перекиси, которые способны легко выделять кислород;
6 — ядовитые и инфекционные вещества;
7 — радиоактивные вещества;
8 — едкие и коррозионные вещества;
9 — вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании, но требующие применения к ним определенных правил перевозки и хранения.
Погрузка, перевозка и выгрузка различных грузов регламентируются «Правилами по охране труда на автомобильном транспорте».
По условиям использования грузоподъемности автомобилей грузы разделяются на четыре класса (по признаку отнесения к тарифному классу), каждый из которых включает: грузы, обеспечивающие следующие коэффициенты использования грузоподъемности:
1- й класс — 1,0;
2- й класс — 0,71—0,99;
3- й класс — 0,51—0,70;
4- й класс — 0,41—0,50;
Класс груза определяется не только физическими свойствами, но и способом его упаковки (затаривания). Один и тот же груз может быть отнесен к различным классам при разной его упаковке. Так, например, пемза всякая навалом относится к первому классу, а пемза в мешках — к третьему, рассада цветочная в корзинах относится ко второму, а та же рассада без упаковки к — четвертому.
Грузы, обеспечивающие коэффициент использования грузоподъемности до 0,4, относятся к грузам, для которых стоимость перевозок рассчитывается транспортной организацией и грузоотправителем (грузополучателем) в соответствии с указаниями раздела I «Единых тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом».
Использование грузоподъемности зависит также от характеристик транспортных средств. Таким образом, коэффициент использования грузоподъемности автомобилей зависит от класса груза, его упаковки, размеров кузова и грузоподъемности подвижного состава.