|
Классификация грузов по отдельным признакам Подготовка грузов к перевозке заключается в упаковке, сортировке по направлению, маркировке, взвешивании, пакетировании, подсборке укрупненных партий, загрузке контейнеров и составлении перевозочных документов. Погрузку грузов на автомобили и прицепы, а также их выгрузку производят различными, в основном механизированными способами в зависимости от физических свойств грузов и вида их упаковки. Способы погрузки и выгрузки определяют время простоя автомобилей и стоимость погрузочно-разгрузочных работ, а следовательно, производительность и себестоимость работы транспортных средств и скорость доставки грузов по назначению. Перевозка грузов должна обеспечивать их доставку в место назначения в полной сохранности и в срок, что является одним из важнейших условий перевозки. Для разных грузов необходимо применять автомобили и кузова различных типов и выбирать различные скорости движения. Хранение грузов производится на складах. Тип и размеры складов, способы укладки грузов на складе и режим хранения зависят от физико-химических свойств и грузов, и их упаковки, сроков хранения, количества грузов и климатических условий. Классификация грузов отражает те их свойства, которые определяют различные стороны процесса их перевозки и хранения. Грузы классифицируются по следующей номенклатуре: 1) нефть и нефтепродукты, в том числе наливом; 2) каменный уголь; 3) кокс; 4) руда железная и марганцевая; 5) руда цветная и серное сырье; 6) черные металлы; 7) лесные грузы; 8) химические и минеральные удобрения; 9) хлебные грузы, в том числе зерно, мука, хлеб и хлебобулочные изделия; 10) цемент; 11) строительные грузы, в том числе кирпич; 12) промышленные грузы и формовочные материалы; 13) гранулированные шлаки; 14) вскрыша пород (включая грунт); 15) хлопок; 16) молоко и масло животное; 17) ликероводочные изделия; 18) остальные продовольственные товары; 19) промышленные товары народного потребления; 20) грузы в контейнерах; 21) прочие грузы.
Кроме того, грузы классифицируются по виду: тары, массе, размерам, способу погрузки и выгрузки, величине отправок, признакам специфических свойств, степени опасности и условиям использования грузоподъемности автомобилей. По виду упаковки грузы подразделяют на тарные (в том числе с супертарой) и бестарные. По массе одного грузового места грузы бывают: • штучные нормальной массы (до 250 кг, а для катаных грузов — бочки, катушки, кабели — до 500 кг); • повышенной массы (от 250 кг, а для катаных от 500 кг, до 30 т); • тяжеловесные грузы (штучные неделимые массой 30 т и более). Для перевозки последних грузов требуются специальные раз-решения соответствующих организаций и ГАИ.
По размерам грузы могут быть допускаемыми к перевозкам по дорогам общего пользования и крупногабаритными, один из габаритных размеров которых превышает допустимые: по ширине 2,5 м, высоте в транспортном положении вместе с автомобилем 3,8 м (с контейнерами 4 м), длине со свесом за пределы заднего борта кузова 2 м. Общая допустимая длина автопоезда не должна превышать 14 м. По способам погрузки и выгрузки грузы подразделяются на штучные, сыпучие, навалочные и наливные, а по величине отправок — на мелкопартионные (массой до 5 т), партионные (5—30 т) и массовые (более 30 т). Партия груза — это количество груза, предъявляемое к единовременной перевозке в один адрес но одному транспортному сопроводительному документу. По признакам специфических свойств, которые надо особо учитывать при подготовке, хранении, погрузке, перевозке и выгрузке, грузы делятся на скоропортящиеся, опасные, антисанитарные (мусор, нечистоты), живые (скот, птица, рыба, пчелы и др.). Для одних скоропортящихся грузов необходим подогрев кузова при низких температурах окружающего воздуха, для других — различная степень охлаждения. Так, например, мясо перевозится в охлажденном состоянии (при температуре -6...+4 °С), в замороженном виде -6 - 17 °С), и глубокозамороженном состоянии (не выше -18 °С). По степени опасности грузы делятся на четыре группы: 1) малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты, промышленные товары); 2) опасные по своим размерам — (крупногабаритные) с деталями, выступающими за основные габариты транспортных средств; 3) пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, горячий асфальт, разогретый битум); 4) опасные. В свою очередь, опасные грузы в зависимости от их вредного воздействия на людей, животных, подвижной состав, строения, дороги, которое может проявиться при отступлении от строгих правил погрузочно-разгрузочных работ, перевозки и хранения, делятся на девять классов: 1 — взрывчатые вещества; 2 — газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением; 3 — легковоспламеняющиеся жидкости, смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары; имеющие температуру вспышки в закрытом сосуде +61 °С и ниже; 4 — легковоспламеняющиеся вещества и материалы, способные во время перевозки легко загораться от внешних источников воспламенения в результате трения, поглощения влаги, самопроизводных химических превращений, а также при нагревании; 5 — окисляющие вещества и органические перекиси, которые способны легко выделять кислород; 6 — ядовитые и инфекционные вещества; 7 — радиоактивные вещества; 8 — едкие и коррозионные вещества; 9 — вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании, но требующие применения к ним определенных правил перевозки и хранения.
Погрузка, перевозка и выгрузка различных грузов регламентируются «Правилами по охране труда на автомобильном транспорте». По условиям использования грузоподъемности автомобилей грузы разделяются на четыре класса (по признаку отнесения к тарифному классу), каждый из которых включает: грузы, обеспечивающие следующие коэффициенты использования грузоподъемности: 1- й класс — 1,0; 2- й класс — 0,71—0,99; 3- й класс — 0,51—0,70; 4- й класс — 0,41—0,50;
Класс груза определяется не только физическими свойствами, но и способом его упаковки (затаривания). Один и тот же груз может быть отнесен к различным классам при разной его упаковке. Так, например, пемза всякая навалом относится к первому классу, а пемза в мешках — к третьему, рассада цветочная в корзинах относится ко второму, а та же рассада без упаковки к — четвертому. Грузы, обеспечивающие коэффициент использования грузоподъемности до 0,4, относятся к грузам, для которых стоимость перевозок рассчитывается транспортной организацией и грузоотправителем (грузополучателем) в соответствии с указаниями раздела I «Единых тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом». Использование грузоподъемности зависит также от характеристик транспортных средств. Таким образом, коэффициент использования грузоподъемности автомобилей зависит от класса груза, его упаковки, размеров кузова и грузоподъемности подвижного состава.
|