КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Автотранспортная организация (АТО) создается для обеспечения функционирования той или иной группы автомобильного транспорта (по его функциональному назначению):
легковые автомобили и такси;
автобусы (городские, междугородные, служебные);
грузовые автомобили (строительные, промышленные и торговые грузы);
специальные автомобили (для коммунального хозяйства, скорой помощи, ГАИ, пожарные автомобили, автомобили для перевозки нефтепродуктов, внедорожные автомобили-самосвалы и т.п.);
отдельные организации, рассчитанные на обслуживание смешанного парка подвижного состава (автобусов, легковых и грузовых автомобилей и т.п.).
По форме организации производственной деятельности эксплуатационные организации подразделяются на следующие группы.
Комплексные АТО обеспечивают выполнение транспортной работы, хранение и неполный, частичный объем работ по ТО и TP подвижного состава. Остальной объем работ выполняется по кооперации другими автотранспортными или автообслуживающими организациями.
Специализированные АТО выполняют только транспортный процесс. Все виды ТО и ремонта производятся в других организациях на контрактной основе.
Автообслуживающие организации представляют собой организации, выполняющие определенные производственные функции (например, по ТО и ремонту подвижного состава, перевозке пассажиров) подвижного состава, принадлежащего эксплуатационным организациям, или легковых автомобилей, принадлежащиим гражданам.
Авторемонтные организации предназначены для проведения капитального ремонта автомобилей в целом и их агрегатов. Наибольшее распространение получили специализированные ремонтные организации под конкретный агрегат (например, двигатель автоматическую коробку передач, кузов и т.д.).
Автозаправочные станции (АЗС) предназначены для снабжения подвижного состава автоэксплуатационными материалами. На станциях производится заправка автомобилей топливом, дозаправка маслом и доливка охлаждающей жидкости (воды), подкачка шин сжатым воздухом. Кроме того, на станциях обычно продают различные смазочные материалы, тормозную и амортизаторную жидкости, автомобильные детали и принадлежности. Автозаправочные станции по размерам и видам топлива подразделяются на городские и придорожные.
Гаражи-стоянки представляют собой здания и сооружения предназначенные для закрытого и открытого специально оборудованного хранения подвижного состава и в зависимости от назначения могут являться элементом АТО или самостоятельные сооружением.
СТО и автосервисы сориентированы в основном на обслуживание автомобилей индивидуальных владельцев, но могут представлять услуги для транспорта юридических владельцев.
Классификация станций технического обслуживания автомобилей в зависимости от мощности (расчетного числа комплексно обслуживаемых автомобилей), размера (числа рабочих постов автомобилемест в здании СТО), месторасположения, назначения и специализации СТОА виды выполняемых ими работ и сочетания могут быть различными.
По характеру основной производственной деятельности и видам выполняемых работ ТО и TP СТОА подразделяют на гарантийные (заводов-изготовителей), комплексные (универсальные), специализированные, самообслуживания;
по принципу размещения различают СТОА городские и дорожные;
по производственной мощности и размеру — малые, средние, большие и крупные.
СТО и автосервисы допускается совмещать с автозаправочными станциями и пунктами оказания технической помощи автомобильному транспорту. В составе городских СТОА могут предусматриваться салоны для продажи автомобилей и магазины для продажи запасных частей и автопринадлежностей. Городские СТОА допускается совмещать с пунктами коммерческой мойки легковых автомобилей. Дорожные СТОА могут быть совмещены с СТО для автобусов и грузовых автомобилей.