Марки дизельных топлив и области их применения
Марки дизельного топлива по ГОСТ 305 — 82 устанавливают в зависимости от условий применения: летнее (Л) — для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0 °С и выше; зимнее (3) — для эксплуатации при — 20 °С и выше (с температурой застывания не выше —45 °С); арктическое (А) — для эксплуатации при —50 °С и выше (с температурой застывания —55 °С).
По содержанию серы дизельные топлива подразделяются на два вида:
с массовой долей серы не более 0,2 %;
с массовой долей серы не более 0,5 % (для топлива марки А не более 0,4 %).
В условное обозначение топлива марки Л должны входить значение массовой доли серы и температура вспышки (Л-0,2-40); топлива марки 3 — массовая доля серы и температура застывания (3-0,2-35); топлива марки А — массовая доля серы.
Для применения в летний период при температуре окружающего воздуха до 5 °С выпускается дизельное топливо утяжеленого фракционного состава (УФС). В отличие от стандартного это топливо имеет более высокую температуру конца кипения (на 20...30°С), что позволяет увеличить ресурсы дизельного топлива на 5... 8 % (ТУ 38.001.355-86).
Топливо расширенного фракционного состава (РФС), выкипающее в пределах 60...400 °С, позволяет увеличить ресурсы дизельного топлива примерно на 30 % и имеет цетановое число около 40 (ТУ 38.401.652-87)
Установлены две марки дизельного летнего экологически чистого топлива:
ДЛЭЧ-В — с ограничением содержания ароматических углеводородов (один вид топлива с массовой долей серы не более 0,05 %, а другой — не более 0,1 %);
ДЛЭЧ — без ограничения содержания ароматических углеводородов (один вид топлива с массовой долей серы не более 0,05 %, а другой — не более 0,1 %).
Применяются эти летние марки дизельного топлива при температуре окружающего воздуха до —5 °С.
Для использования в районах Крайнего Севера и Арктики вырабатывается арктическое экологически чистое дизельное топливо (ТУ 38.401.5845 — 92). Это уникальное дизельное топливо с температурой застывания —55 °С может быть двух видов: с содержанием серы не более 0,05 % и с содержанием серы не более 0,01 %. Для него характерно также небольшое содержание ароматических углеводородов (5... 10 %).
Для обеспечения нормальных условий эксплуатации техники в зимний период при температуре до —15 °С вырабатываются зимние дизельные топлива с депрессорной присадкой ДЗп (ТУ 38.101.889— 81), которые изготавливаются на основе летних дизельных топлив с содержанием серы 0,5 или 0,2 %. Дизельное топливо ДЗп-15/25 (ТУ 38.401.5836—92) с депрессорной присадкой рекомендовано для применения при температуре наружного воздуха до —25 °С.
Кроме того, для поставок на экспорт вырабатывается дизельное топливо ДЛЭ и ДЗЭ (ТУ 38.001.162—85) с содержанием серы 0,2 %.
В районах газовых месторождений Западной Сибири и Крайнего Севера допущены к применению газоконденсатные широко¬фракционные летнее (ГШЛ), зимнее (ГШЗ) и арктическое (ГША) дизельные топлива.
Следует отметить, что ГША и фракция газоконденсатного дизельного топлива (ФГД) очень близки по качеству к реактивному топливу Т-2.
К недостаткам конденсатов при использовании их в качестве топлива широкого фракционного состава следует отнести низкую температуру начала кипения, результатом чего является парообразование в топливной системе и ухудшение запуска горячего двигателя.
Показатель | Л | З | А |
ДЗп-15/25 ТУ38.401.5836-92 |
Арктическое экологически чистое ТУ 38.4015845-92 |
ДЛЭЧ-В | ДЛЭЧ |
Топливо УФС ТУ 38.001.355-86 |
ДЛЭ | ДЗЭ |
ТопливоРФС ТУ38.401.652.87 |
Топливо с присадкой ВЭМС ТУ 38.401.788-90 |
ДЗп-0.5 | ДЗп-0.2 | ||||||||||||||
ГОСТ 305-82 | ТУ 38.101.1348.90 | ТУ 38.001.162-85 | ТУ 38.101889-81 | |||||||||||||||||||||||||
Цетановое число не менее | 45 | 45 | 45 | 45 | 45 | 45 | 45 | 45 | - | - | 45 | 45 | 45 | 45 | ||||||||||||||
Дизельный индекс, не менее | - | - | - | - | - | - | - | - | 58 | 53 | - | - | - | - | ||||||||||||||
Фракционный состав: |
||||||||||||||||||||||||||||
10% перегоняется при температуре, °С, | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 150 | - | - | - | ||||||||||||||
50% перегоняется при температуре, °С, не ниже | 280 | 280 | 255 | 280 | 255 | 280 | 280 | 290 | 280 | 280 | 280 | 280 | 280 | 280 | ||||||||||||||
96% перегоняется при температуре, °С, не ниже | 360 | 340 | 330 | 360 | 330 | 360 | 360 | - | 340 | 30 | - | 360 | 360 | 360 | ||||||||||||||
до 360 °С перегоняется, % | - | - | - | - | - | - | - | 90 | - | - | 90 | - | - | - | ||||||||||||||
Вязкость кинематическая при 20 °С, мм2/с, не менее | 3,0...6,0 | 1,8...5,0 | 1,5...4,0 | 1,8...6,0 | 1,5...4,0 | 3,0...6,0 | 3,0...6,0 | 3,0...6,5 | 3,0...6,0 | 2,7...6,0 | 3,0...6,0 | 3,0...6,0 | 3,0...6,0 | 3,0...6,0 | ||||||||||||||
Температура застывания,°С,не выше: | ||||||||||||||||||||||||||||
для умеренной климатической зоны | -10 | -35 | - | -35 | - | -10 | -10 | 0 | -10 | -35 | -5 | -10 | -30 | -30 | ||||||||||||||
для холодной | - | -45 | -55 | - | -55 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||||||
Температура помутнения, °С, не выше: | ||||||||||||||||||||||||||||
для умеренной климатической зоны | -5 | -25 | - | -25 | - | - | - | 5 | - | - | - | -5 | -5 | -5 | ||||||||||||||
для холодной | - | -35 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||||||
Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, для дизелей общего назначения, °С, не ниже | 40 | 35 | 30 | 35 | 30 | 40 | 40 | 40 | - | - | 20 | 40 | 40 | 40 | ||||||||||||||
Массовая доля серы,не более | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,2/0,5 | 0,05/0,1 | 0,05/0,1 | 0,05/0,1 | 0,5 | 0,2 | 0,2 | 0,5 | 0,5 | 0,2 | 0,5 | ||||||||||||||
Массовая доля меркаптановой серы,не более | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | - | - | 0,01 | - | - | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | ||||||||||||||
Содержание сероводорода | отсутствует | - | - | отсутствует | - | - | отсутствует | |||||||||||||||||||||
Испытание на медной пластине | выдерживает | |||||||||||||||||||||||||||
Содержание водорастворимых кислот и щелочей | отсутствуют | - | - | отсутствуют | - | - | отсутствуют | |||||||||||||||||||||
Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 топлива, не более | 40 | 30 | 30 | не нормируется | не нормируется | - | - | 20 | - | - | - | 40 | 25 | 40 | ||||||||||||||
Кислотность, мг КОН на 100 см3 топлива, не более | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 50 | 5 | 5 | 5 | ||||||||||||||
Йодное число, г иода на 100 г топлива, не более | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | - | - | 6 | - | - | 6 | 6 | 5 | 6 | ||||||||||||||
Зольность, %, не более | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,08 | 0,01 | ||||||||||||||
Коксуемость 10 %- го остатка, %, не более | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | - | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,3 | ||||||||||||||
Коэффициент фильтруемости, не более | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | - | - | 3 | - | - | 3 | 3 | 3 | 3 | ||||||||||||||
Предельная температура фильтруемости, °С, не выше | - | - | - | - | - | -5 | -5 | - | -5 | не нормируется, но определяется обязательно | - | -15 | -15 | |||||||||||||||
Содержание механических примесей | отсутствуют | |||||||||||||||||||||||||||
Содержание воды | отсутствует | - | - | отсутствует | - | - | отсутствует | |||||||||||||||||||||
Плотность при 20 °С, г/см3, не более | 0,860 | 0,840 | 0,830 | 0,860 | 0,830 | 0,860 | 0,860 | 0,860 | 0,845 | 0,845 | 0,860 | 0,860 | 0,860 | 0,860 | ||||||||||||||
Содержание ароматических углеводородов, %, не более | - | - | - | - | - | 20 | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||||||
Цвет в единицах ЦНТ, не более | - | - | - | - | - | 2,0 | 2,0 | не нормируется | 2,0 | 2,0 | 2,0 | не нормируется | 2,0 | 2,0 |