Масляный насос
Масляный насос служит для подачи масла под давлением к трущимся частям двигателя.
Для этой цели применяют одно- или двухсекционные насосы шестеренного типа.
Односекционный масляный насос состоит из следующих деталей:
корпуса с крышкой;
вала, установленного в корпусе;
шестерни привода насоса, закрепленной на наружном конце вала;
нагнетательных шестерен: ведущей, которая крепится на внутреннем конце вала, и ведомой , свободно вращающейся на оси в корпусе.
К корпусу присоединяется маслоприемник с сетчатым фильтром.
Нагнетательные шестерни находятся в нижней камере корпуса и плотно подогнаны к его стенкам; снизу камера закрыта крышкой.
Корпус отливают из чугуна или алюминиевого сплава.
Нагнетательные шестерни изготавливают из стали.
Ведомую шестерню часто делают из спеченных сплавов.
Насос приводится в действие от распределительного вала двигателя с помощью шестерен.
При вращении вала насоса нагнетательные шестерни в корпусе вращаются в противоположных направлениях.
Масло, поступающее из картера двигателя во впускную полость насоса, попадает во впадины между зубьями и при вращении шестерен переносится в нагнетательную полость.
При входе зубьев в зацепление масло выдавливается из впадин, скапливается в нагнетательной полости и создает в ней давление, под действием которого масло поступает к трущимся деталям.
Вместе с валом масляного насоса, приводимым в действие от распределительного вала, обычно приводится в движение и вал распределителя зажигания.
В двухсекционном насосе в общем корпусе установлены две пары нагнетательных шестерен, отделенных одна от другой пластиной и приводимых в движение от общего вала.
Каждая секция насоса нагнетает масло к определенным узлам смазочной системы.
Насос может быть закреплен внутри картера двигателя или на картере засасывает масло из его поддона через маслоприемник.
Маслоприёмник состоит из стального штампованного корпуса (колпака) и закрепленного в нем сетчатого фильтра с каркасом .
Этот фильтр предохраняет шестерни насоса от попадания между ними крупных механических частиц.
Маслоприемник крепится на определенном расстоянии от нормального уровня масла непосредственно на корпусе насоса или отдельно в картере и сообщается с насосом трубкой.
Между корпусом и верхним краем фильтра маслоприемника обычно имеется узкая щель, обеспечивающая поступление масла к насосу при загрязнении сетки фильтра.
Редукционный клапан, расположенный в масляном насосе, служит для ограничения давления масла в маслопроводах смазочной системы.
Давление масла может повыситься при очень большой частоте вращения коленчатого вала или при чрезмерно густом масле, например, в холодном двигателе.
Редукционный клапан состоит из поршенька или шарика, установленного в канале корпуса и нагруженного пружиной.
В канал снаружи ввернута пробка.
При нормальном давлении масла шарик закрывает канал, сообщающий нагнетательную полость насоса с впускной полостью или со сливным отверстием картера.
При давлении масла выше нормального клапан под действием этого давления открывается, сжимая пружину, и перепускает масло из нагнетательной полости во впускную или непосредственно в картер через сливное отверстие.
Таким образом ограничивается предельное давление масла в магистрали.
Давление в смазочной системе можно регулировать, изменяя затяжку пружины ввертыванием пробки или подкладывая под нее регулировочные прокладки.
Эту регулировку производят при сборке двигателей на заводе или в ремонтной мастерской.
Редукционный клапан в некоторых двигателях устанавливают в корпусе наружного фильтра или в другом месте масляной магистрали.