|
Масляный насос
Масляный насос служит для подачи масла под давлением к трущимся частям двигателя. Для этой цели применяют одно- или двухсекционные насосы шестеренного типа.
Односекционный масляный насос состоит из следующих деталей: корпуса с крышкой; вала, установленного в корпусе; шестерни привода насоса, закрепленной на наружном конце вала; нагнетательных шестерен: ведущей, которая крепится на внутреннем конце вала, и ведомой , свободно вращающейся на оси в корпусе. К корпусу присоединяется маслоприемник с сетчатым фильтром. Нагнетательные шестерни находятся в нижней камере корпуса и плотно подогнаны к его стенкам; снизу камера закрыта крышкой. Корпус отливают из чугуна или алюминиевого сплава. Нагнетательные шестерни изготавливают из стали. Ведомую шестерню часто делают из спеченных сплавов. Насос приводится в действие от распределительного вала двигателя с помощью шестерен. При вращении вала насоса нагнетательные шестерни в корпусе вращаются в противоположных направлениях. Масло, поступающее из картера двигателя во впускную полость насоса, попадает во впадины между зубьями и при вращении шестерен переносится в нагнетательную полость. При входе зубьев в зацепление масло выдавливается из впадин, скапливается в нагнетательной полости и создает в ней давление, под действием которого масло поступает к трущимся деталям. Вместе с валом масляного насоса, приводимым в действие от распределительного вала, обычно приводится в движение и вал распределителя зажигания.
В двухсекционном насосе в общем корпусе установлены две пары нагнетательных шестерен, отделенных одна от другой пластиной и приводимых в движение от общего вала. Каждая секция насоса нагнетает масло к определенным узлам смазочной системы. Насос может быть закреплен внутри картера двигателя или на картере засасывает масло из его поддона через маслоприемник.
Маслоприёмник состоит из стального штампованного корпуса (колпака) и закрепленного в нем сетчатого фильтра с каркасом . Этот фильтр предохраняет шестерни насоса от попадания между ними крупных механических частиц. Маслоприемник крепится на определенном расстоянии от нормального уровня масла непосредственно на корпусе насоса или отдельно в картере и сообщается с насосом трубкой. Между корпусом и верхним краем фильтра маслоприемника обычно имеется узкая щель, обеспечивающая поступление масла к насосу при загрязнении сетки фильтра.
Редукционный клапан, расположенный в масляном насосе, служит для ограничения давления масла в маслопроводах смазочной системы. Давление масла может повыситься при очень большой частоте вращения коленчатого вала или при чрезмерно густом масле, например, в холодном двигателе. Редукционный клапан состоит из поршенька или шарика, установленного в канале корпуса и нагруженного пружиной. В канал снаружи ввернута пробка. При нормальном давлении масла шарик закрывает канал, сообщающий нагнетательную полость насоса с впускной полостью или со сливным отверстием картера. При давлении масла выше нормального клапан под действием этого давления открывается, сжимая пружину, и перепускает масло из нагнетательной полости во впускную или непосредственно в картер через сливное отверстие. Таким образом ограничивается предельное давление масла в магистрали. Давление в смазочной системе можно регулировать, изменяя затяжку пружины ввертыванием пробки или подкладывая под нее регулировочные прокладки. Эту регулировку производят при сборке двигателей на заводе или в ремонтной мастерской. Редукционный клапан в некоторых двигателях устанавливают в корпусе наружного фильтра или в другом месте масляной магистрали.
|