Назначение некоторых современных смазок
Пластичные смазки классифицируются по назначению и областям применения.
Самыми распространенными смазками общего назначения являются солидолы (гидратированные кальциевые смазки), достоинствами которых являются водостойкость, высокие защитные от коррозии и противозадирные (противоизносные) свойства, а недостатками — низкая температура плавления и плохая механическая стабильность.
Достаточно широко в грубых механизмах — рессорах автомобилей, зубчатых передачах лебедок — применяется графитная смазка, т.е. солидолы, в состав которых введено 5... 15 % графита.
Многоцелевые смазки иногда называют универсальными. Их можно применять во всех основных узлах трения разнообразных механизмов. Эти смазки водостойки и работоспособны в широком интервале скоростей, температур и нагрузок. Однако они непригод¬ны для замены антифрикционных смазок всех типов.
Термостойкие смазки имеют максимальную температуру работоспособности от 150 до 250 °С и выше.
При таких температурах работает ограниченное число механизмов, поэтому термостойкие смазки вырабатывают в небольших количествах. Изготавливают их из дефицитных синтетических масел с добавлением специальных загустителей.
Низкотемпературные смазки, предназначенные для использования при температурах до —50 °С, а в некоторых механизмах и при более низких температурах, изготавливают на литиевые мылах и твердых углеводородах.
Консервационные смазки применяют для защиты металлических изделий от коррозии. В основном это углеводородные смазки, именуемые у нас вазелином. За рубежом практикуется использование в качестве консервационных смазок петролатума, прошедшего дополнительную очистку.
Вазелины получают сплавлением петролатума с 20...40% нефтяного масла (реже с небольшим количеством парафина, церезина, воска).
Углеводородные консервационные смазки составляют примерно 10... 15 % от общего объема выпуска антифрикционных смазок.
Канатные смазки служат для предотвращения трения между отдельными проволоками и прядями стальных канатов. Наиболее распространена канатная смазка 39у. Все канатные смазки характеризуются хорошей влагостойкостью, высокой адгезией к металлам и отличными консервационными свойствами.
Автомобильные смазки применяют в основных узлах трения автомобилей (ступицах колес, подвеске, рулевом управлении и др.).
В настоящее время для легковых и грузовых автомобилей всех марок успешно используют многоцелевую смазку Литол-24 (ГОСТ 21150—87). Эта смазка допущена к применению во всех узлах трения автомашин, а также тракторов и инженерных машин вместо смазок общего назначения.