Объем перевозок грузов, грузооборот, грузопотоки
Объем перевозок Q — это количество тонн груза, которое планируют перевезти или уже перевезено.
Грузооборот Р измеряют в тонно-километрах, он указывает транспортную работу, планируемую или затраченную на выполнение перевозок.
Грузопотоки определяют количество тонн груза, перевозимого в прямом ƩQпp и обратном ƩQоб направлениях в единицу времени.
Прямым направлением условно называют направление грузопотоков, имеющих большую величину.
Взаимосвязь показателей Q и Р может быть представлена выражениями:
фор.1
Q= ƩQпp + ƩQоб и Р= QlQ
где lQ — среднее расстояние перевозки грузов, км.
Объем перевозок, грузооборот и грузопотоки характеризуются величиной, структурой, временем их освоения и коэффициентами неравномерности.
Структура определяет наименование и класс грузов.
Время освоения включает дату начала, окончания перевозки и ее темпы. Перевозки бывают постоянные, временные и сезонные.
Коэффициент неравномерности объема перевозок η'н и коэффициент неравномерности грузооборота η''н определяют по формулам:
фор.2
η'н = Qmax/Qcp и η''н= Рmax/Рср
где Qmax и Qcp— соответственно максимальное и среднее значения объема перевозок, т;
Рmaxи Рср— соответственно максимальное и среднее значения грузооборота, т • км.
Коэффициенты неравномерности η'н и η''н в общем случае не равны.
Если переписать выражение фор.2 в следующем виде:
фор.3
η''н= (QlQ)max/(QlQ)ср
то из сопоставления формул фор.1 и фор.2 видно, что эти коэффициенты одинаковы при lQ = const, а также в случаях, когда
(QlQ)max/Q max= (QlQ)ср/Qср
т.е. если отношения максимального и среднего грузооборотов к соответствующим значениям объемов перевозок равны. При этом максимальные значения Р и Q могут не совпадать во времени.
Неравномерность объема перевозок и особенно грузооборота затрудняет ритмичную работу подвижного состава. Автотранспортные предприятия должны по возможности выравнивать эту неравномерность путем досрочного завоза грузов и других организационных мероприятий. Вместе с тем необходимо приспосабливать режим работы подвижного состава к колебаниям величин Q и Р за счет изменения времени работы автомобилей на линии, технического обслуживания и ремонта в периоды спада объема перевозок, переноса отпусков и т. д.
Значения объема перевозок и грузооборота зависят от размеров производства и потребления, расстояний перевозок и схем доставки грузов.
Многие грузы не всегда следуют от места производства непосредственно к месту потребления, что приводит к повторности перевозок одних и тех же грузов. Повторность перевозки связана с родом груза, целевым его назначением, зависит от системы снабжения, размещения складов и обслуживаемых потребителей, системы планирования перевозок.
Наиболее часто повторные перевозки бывают при доставке промышленных и продовольственных товаров в торговую сеть, когда их предварительно завозят на склады или базы для сортировки, фасовки и распределения по магазинам.
Повторность перевозок оценивается коэффициентом повторности, представляющим собой отношение объема перевозок груза к фактически произведенному или потребляемому количеству груза.
Снижение повторности перевозок является важной задачей, успешное решение которой может быть достигнуто за счет рациональных схем доставки грузов, при которых «перевалки» через базы и склады либо полностью отсутствуют, либо сведены до минимума.
Объемы перевозок грузов
Пункт назначения | Грузооборот в пункты назначения, т/сут | ||||
А | Б | В | Г | Всего | |
А | 0 | 300 | 600 | 800 | 1700 |
Б | 600 | 0 | 700 | 2000 | 3300 |
В | 300 | 700 | 0 | 200 | 1200 |
Г | 300 | 500 | 400 | 0 | 1200 |
Итого | 1200 | 1500 | 1700 | 3000 | 7400 |
Площади прямоугольников соответствуют в масштабе грузообороту на соответствующих участках пути.
Грузопотоки транспортного узла (склад, грузовая станция, пристань, порт) измеряются количеством прибываемых, отправляемых и транзитных грузов.
Местные грузопотоки определяют суммарным количеством прибываемых и отправляемых грузов, а в полный грузопоток включаются кроме того и транзитные грузы.
Грузопотоки и грузооборот на участке дороги характеризуются количеством грузов Qуч т, перевозимых по нему в обоих направлениях, и объемом транспортной работы Руч т • км
Qуч = Qав + Qва Руч = l (Qав + Qва)
где l - протяжённость участка
Количество грузов, идущих от пункта А в пункт В, Qав складывается из транзита Q''А3 и отправления QА1 или прибытия QВ2 и транзита Q''B3, т. е.
QАВ=QА1+Q''А3= Q''B3+QВ2
Аналогично определяют количество грузов Qва, идущих от пункта В в пункт А:
QВА=QВ1+Q'B3=QА2+Q'А3
Грузопотоки и грузооборот дороги, района или страны определяются общим объемом транспортной работы по перевозке грузов. Общий грузооборот страны или экономического района отражает транспортно-экономические связи.
Изучение грузопотоков осуществляется путем обследования грузообразующих и грузопоглощающих пунктов. При этом выявляются объемы перевозок и грузооборот по временным интервалам (часовой, суточный, месячный и годовой), направления и расстояния перевозок, структура грузопотоков и т. п.