|
Обеспечение эффективного использования моторных масел
Марка масла, требуемого для двигателя, указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля. Правильно подобранное масло снижает сопротивление в узлах трения, не вспенивается и хорошо покрывает трущиеся поверхности при работе двигателя. Содержащиеся в масле различного рода присадки (вязкостные, противоизносные, противокоррозионные и др.) защищают трущиеся поверхности от износа и коррозии и предотвращают образование лаковых отложений на деталях двигателя и осадков в картере. Как в карбюраторных двигателях, так и в дизелях может быть использовано любое моторное масло при добавлении в него металлоплакирующей присадки. Требуемое количество присадки определяется необходимой концентрацией ее в масле. Обычно на упаковке присадки указывается количество масла, на которое она рассчитана. При добавлении металлоплакирующей присадки в моторное масло состав отработавших газов двигателя значительно изменяется: при ходит в норму количество оксидов углерода и углеводородов. Эффект от применения присадки проявляется через 450...500 км пробега автомобиля. При использовании присадки масло в двигателе можно не менять, а фильтр (центрифугу) можно заменять (очищать) через 15... 20 тыс. км пробега, т.е. в два раза реже, чем при использовании обычного масла. Присадки позволяют повысить компрессию двигателя, увеличить его мощность (до 30 %), а также понизить расход масла (в 2... 18 раз), дымление двигателя (в 20...30 раз), расход топлива (на 10 %) и увеличить ресурс двигателя (в 2...4 раза).
Регенерация моторного масла При работе двигателя в масле накапливаются продукты окисления, тяжелые фракции топлива, не успевшие сгореть в цилиндрах двигателя, продукты конденсации водяных паров и механические примеси, поэтому масло необходимо очищать или менять через определенные промежутки времени. Фильтр, служащий для очистки масла в двигателе, также следует своевременно менять или промывать. Для замены можно использовать дизельное регенерированное масло. Для восстановления слитое масло отстаивают в течение двух- трех дней, а затем переливают в чистую сухую посуду через три- четыре слоя марли, вложенной в воронку и закрепленной. Процесс фильтрации длится 1... 1,5 ч, чтобы не поднимать осадок. От фильтрованное масло можно снова использовать в двигателе автомобиля, а если в него добавить необходимое количество металлоплакирующей присадки, то оно прослужит без замены в легковом автомобиле еще 40...45 тыс. км пробега, а в грузовом или автобусе — 30...40 тыс. км. При последующем добавлении присадки в моторное масло оно будет пригодно для работы в двигателе без регенерации в течение следующего периода до замены.
Причины повышенного расхода смазочного масла Каждый двигатель, даже в наилучших условиях работы, расходует определенное количество смазочного масла в зависимости от своей конструкции. При превышении заданного расхода необходимо определить причины и устранить их. Главными причинами повышенного расхода масла являются: плохие механические условия для двигателя, особенно возможное частичное приклеивание бандажей к стенкам камеры сгорания; движение машины на большой скорости в течение долгого времени (в этом случае большее количество масла попадает в камеру сгорания, а следовательно, сгорает в ней); наличие чрезмерного зазора при закрытии клапанов; утечки через прокладки картера, уплотнительные кольца вала двигателя и т.п.; потери, возникающие из-за испарения и зависящие от состава масла; использование масла, имеющего несоответствующий двигателю показатель вязкости; работа системы управления (резкое повышение или понижение скорости машины, вызывающее сильное повышение давления во впускной трубе, привлекает большое количество масла в камеру сгорания). Для каждого типа двигателя задается диапазон значений расхода масла в зависимости от его качества (щелочности) и особенно важно при этом техническое состояние двигателя. Правильность выбранного диапазона расхода масла на практике определяется по следующим признакам. При завышенной подаче масла отмечается: значительное количество углеродистых отложений на боковой поверхности головки поршня, расположенной над верхним кольцом; повышение отложений нагара по периметру выпускных окон и в выпускном тракте; обильное количество масла на кромке поршня и зеркале цилиндров; повышенный сброс масла в поршневую полость; превышение щелочности проб масла, отбираемых из поршневых полостей цилиндров, на 25 % по сравнению со щелочностью свежего масла. При заниженной подаче масла отмечаются: появление сухих участков на поверхности кромки поршня и зеркале цилиндров; ухудшение его подвижности, защемление в слое нагара в поршневых полостях масляных отложений; появление местных прижогов на втулках цилиндров, а также следов прорыва газов.
Основные пути снижения расхода масел Проблема снижения расхода моторных масел решается в основном за счет уменьшения их потерь на угар и увеличения срока службы до замены. Уменьшение расхода масла на угар в двигателях достигается в основном за счет эффективного уплотнения цилиндропоршневой группы и снижения интенсивности износа ее деталей. Так как чрезмерное уменьшение расхода масла на угар может привести к повышенному износу и задиру деталей цилиндропоршневой группы из-за недостаточности их смазывания, возможности снижения расхода масла ограничены. Увеличение срока службы масел до замены достигается уменьшением до определенного предела удельной (отнесенной к единице мощности двигателя) емкости системы смазки и улучшения их качества, т.е. в результате уменьшения интенсивности старения масел в двигателе за счет создания большего запаса их эксплуатационных свойств и совершенствования конструкции самих двигателей (улучшения рабочего процесса, газо- и маслоуплотнения цилиндропоршневой группы, применения эффективных систем очистки и охлаждения масла, а также обеспечения непрерывного его автоматического долива и т.п.). Общий расход моторных масел в современных моделях карбюраторных двигателей легковых автомобилей в среднем составляет 0,4...0,6 % от расхода топлива, грузовых — 1,0... 1,2 %, а дизелей — 1,6... 1,8%. В настоящее время до 20... 60 тыс. км пробега машины увеличены сроки службы масел, используемых в дизелях, система смазки которых оснащена одновременно полнопоточными и частичнопоточными бумажными или центробежными фильтрами. Ведутся работы по увеличению сроков службы моторных масел до 100 тыс. км. Эксплуатационными испытаниями долго работающего масла в двигателе с полнопоточными фильтрами, частичнопоточной центрифугой и устройством для автоматического долива масла, а также в двигателях с полнопоточными и частичнопоточными фильтрами при низких расходах масла на угар и незначительном прорыве картерных газов установлена возможность работы масла без замены на протяжении 160 тыс. км при замене фильтроэлементов через 32 тыс. км.
|