Прием и контроль технического состояния.
После возвращения с линии водитель совместно с контролером-механиком КТП и механиком колонны выполняют контрольно-осмотровые работы автомобиля, целью которых является выявление наружных повреждений и проверка комплектности подвижного состава, особое внимание уделяется системам, обеспечивающим безопасность дорожного движения.
С этой целью осуществляется контроль состояния:
дверей кабины, платформы, стекол, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения;
номерных знаков, механизмов дверей, запорного механизма опрокидывающейся кабины, запоров бортов платформы, капота, крышки багажника;
заднего борта автомобиля-самосвала и механизма его запора, рамы;
рессор, колес, шин, опорно-сцепного (буксирного) устройств;
опорных катков полуприцепа.
Проверяется правильность и целостность опломбирования спидометра и таксометра, действие приборов освещения и световой сигнализации, звукового сигнала, стеклоочистителей, омывателей ветрового стекла и фар, системы отопления и обогрева стекол (в холодное время года), системы вентиляции.
Внешним осмотром на КТП проверяется:
состояние гидроусилителя рулевого управления, люфт рулевого колеса и состояние ограничителей максимальных углов поворота управляемых колес;
герметичность гидроусилителя рулевого управления, привода тормозов и механизма выключения сцепления, систем питания, смазки и охлаждения;
гидросистемы механизма подъема платформы автомобиля-самосвала;
состояние и натяжение приводных ремней;
работа агрегатов, узлов, систем, спидометра, таксометра и других контрольно-измерительных приборов автомобиля на ходу.
Работа КТО по предупреждению перерасхода горючего автомобилями при возврате с линии.
Топливо на каждый автомобиль выдают на основании путевых листов, в количестве, требуемом для выполнения транспортной работы за рабочий день. Для этого на АТП ведутся учетные карточки расхода топлива на каждый автомобиль и лицевые счета водителей.
В учетной карточке за каждый день заносятся пробег автомобиля, выполненная транспортная работа, число ездок, расход топлива по норме и фактический и экономия или перерасход топлива. Кроме того, составляется ведомость расхода топлива по каждому автомобилю за данный день по норме и фактический, которая вывешивается для всеобщего сведения.
В лицевой карточке водителя указываются номера путевого листа автомобиля и прицепа, расход топлива по норме и фактический и достигнутая экономия или перерасход. Указанные учетные документы позволяют в конце любого периода определить по каждому автомобилю и водителю расход топлива, а для удобства контроля составлять суточные и месячные графики расхода топлива.
Для выявления ежедневного фактического расхода топлива автомобилем определяют количество литров израсходованного топлива (по талонам) и оставшегося в баке. Для этого пользуются мерной линейкой с делениями шкалы по 5 л. Каждая модель автомобиля снабжается своей линейкой. Автомобиль при замере остатка топлива линейкой устанавливается на горизонтальной площадке.
Нормирование расхода ГСМ — это установление допустимой меры их потребления в эксплуатации.
Нормирование расхода топлива.
Нормы расхода топлива на автомобильном транспорте — это плановые показатели его расхода на единицу пробега и единицу транспортной работы. Они являются нормами технологическими, т.е. включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса.
Расход топлива на ремонт автомобилей и прочие хозяйственные расходы в состав этих норм не включаются и формируются отдельно.
Нормы расхода топлива разрабатываются в соответствии с методикой определения базовых норм расхода топлива на AT, утверждаются Министерством транспорта РФ и периодически (раз в 2—3 года) пересматриваются.
Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм: базовая норма на 100 км пробега автомобиля; норма на 100 ткм транспортной работы; норма на ездку с грузом.
Базовая норма устанавливается для однозначно определенных дорожно-эксплуатационных, климатических и нагрузочных условий работы.
Норма на транспортную работу зависит от разновидности двигателя (бензиновый, дизельный или газовый) и полной массы автомобиля.
Норма расхода топлива на ездку с грузом учитывает увеличение расхода, связанное с маневрированием в пунктах погрузки-выгрузки.
Базовые нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля устанавливаются в следующих измерениях:
для бензиновых и дизельных автомобилей — в литрах;
для автомобилей, работающих на сжиженном газе — в литрах;
для автомобилей, работающих на сжатом природном газе — в метрах кубических (при нормальных условиях);
для газодизельных автомобилей: сжатого газа — в кубических метрах, дизельного топлива — в литрах.
Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов увеличения или снижения базовых норм. Нормы расхода топлива устанавливаются раздельно по автомобильному бензину, дизельному топливу, сжиженному и сжатому газу и служат для нормирования расхода этих ресурсов на АТП, планирования их потребления, оценки эффективности использования и расчетов налогообложения.
При работе автомобилей в зимнее время базовые нормы расхода топлива увеличиваются:
в южных районах страны — на 5 %;
в северных районах — на 15 %;
в районах Крайнего Севера — на 20 %;
в остальных районах страны — на 10 %.
Увеличение базовых норм предусмотрено также при работе автомобилей в черте города, в горных местностях, при перевозке грузов, требующих пониженных скоростей движения, для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет, и в ряде других случаев. При работе автомобилей на внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием базовые нормы уменьшаются.
При необходимости применения одновременно нескольких надбавок они алгебраически складываются.