|
Организация труда рабочих на универсальных и специализированных постах поточной линии.
Производственные программы технических обслуживаний и ремонтов автопредприятий выполняют в прямой зависимости от мощности ремонтных мастерских, оснащенности технологическим оборудованием и форм организации работ. Состав бригад участков по техническому обслуживанию и ремонту, их техническое оснащение инструментом и оборудованием зависят от места выполнения работ, вида технического обслуживания, а также автомобильного парка обслуживания. Ежесменные обслуживания автомобилей выполняют в АТП самим водителем с помощью бортового инструмента. Заправка топливом на АТП осуществляется из раздаточных колонок, а на трассах — АЗС. При обслуживании и ремонтах на АТП в АРМ за бригадами закрепляются технологическое оборудование, необходимый инструмент. Одним из путей повышения производительности труда и снижения простоев автомобилей в ТО и TP, является рациональная организация рабочих мест и, следовательно, улучшения их использования. Рабочее место — это зона трудовой деятельности исполнителя, оснащенная необходимыми средствами и предметами труда, размещенными в определенном порядке: ТО и TP все виды работ полностью проводят или начинают и заканчивают на автомобиле. Для проведения работ на автомобиле организуют рабочие посты. Рабочий пост — это участок производственной площади, предназначенный для размещения автомобиля и включающий одно или несколько рабочих мест для проведения ТО и ТР. Таким образом, при организации рабочих мест на АТП применяют два метода их размещения — на рабочем посту, т. е. около предмета труда и около орудия производства — у стенда, станка, верстака. Характер работы при ТО и ремонте автомобилей на АТП чрезвычайно усложняет механизацию и автоматизацию производственных процессов. Большие значения показателей уровня механизации получены при списочном парке от 700 автомобилей и более, так как высоко-производительное специализированное оборудование целесообразно применять только при значительных объемах работ. Повышение уровня механизации на каждом рабочем месте АТП является, как видно, актуальной задачей. При этом важнейшее значение имеет механизация процессов ТО — уборочных, моечных, очистительных, смазочных, контрольно-диагностических и других работ. Наряду с механизацией большое значение имеет и организация труда на каждом рабочем месте. Оперативное время, непосредственно затрачиваемое на выполнение производственной операции, должно быть наибольшим среди других затрат рабочего времени, включающих подготовительно-заключительное время, время на обслуживание рабочего места, потери времени на непроизводительную работу (хождение за запчастями, инструментом и др.), потери по организационным и техническим причинам. Оперативное время складывается из технологического (основного) времени, в течение которого достигается цель технологической операции, и вспомогательного, обеспечивающего выполнение основной работы. При организации рабочего места производятся все возможные мероприятия, чтобы повысить удельный вес технологического и затем оперативного времени среди всех затрат рабочего времени. Бригадно-постовой метод организации труда ремонтных участков. В этом случае возможны три формы организации работы ремонтных участков: на универсальных постах; на специализированных постах; поточным методом. Применение той или иной организационной формы зависит от производственной программы ремонтного участка, количества моделей обслуживаемых автомобилей, их конструктивных особенностей, идентичности основных систем и оборудования и возможности расчленения комплексов работ на операции. Ремонт и техническое обслуживание на универсальных постах состоят в выполнении всего комплекса работ на одном посту группой исполнителей бригады. Каждый исполнитель выполняет свою часть работы в определенной технологической последовательности. Ремонтные работы на универсальных постах производят в том случае, если производственная программа по одной марке автомобиля мала, а работы по восстановлению работоспособности требуют индивидуального подхода. В этом случае конструктивные элементы, требующие ремонта, поступают в соответствующие участки, оснащенные специальным оборудованием, а разборочно-сборочные и слесарные работы, связанные с подгонкой узлов и деталей, выполняют на участке этого же поста. Недостатками такой формы организации работ являются длительный простой в ремонте, потребность в высококвалифицированной рабочей силе, в больших удельных площадях и высокой стоимости ремонта. Несмотря на отмеченные недостатки, эта форма организации находит широкое применение при техническом обслуживании разнотипного парка автомобилей. При значительной производственной программе ремонта и технического обслуживания однородных автомобилей применяют специализированные посты. В этом случае на каждом посту исполнители выполняют определенные операции, требующие применения определенного комплекта инструментов, специальных приспособлений и оборудования. Выполнение работ на специализированных постах повышает производительность ремонтной бригады и снижает себестоимость производства работ. Такую форму организации ремонтных участков обычно применяют на крупных АТП. Рабочие посты могут быть тупиковыми и проездными, располагаться в производственном корпусе параллельно и последовательно. Проездные посты применяют в основном для выполнения операций при ТО-1. При обслуживании и текущих ремонтов автомобилей зачастую выполняют на постах тупикового типа. Недостатком тупикового расположения постов является значительная потеря времени на установку и съезд автомобилей с постов, необходимо производить расцепку автопоездов. Кроме того происходит излишнее загрязнение воздуха в закрытых помещениях, при маневрированиях автомобиля и необходимость многократного дублирования технологического оборудования. Форма организации труда при использовании специализированных постов может быть поточной и операционно-постовой. При поточном методе рабочие посты бригады обслуживания располагают последовательно вдоль направления движения конвейера. Для определения численного состава бригады и распределения его по постам поточной линии необходимо обеспечить одинаковую продолжительность нахождения автомобиля на каждом посту. В этом случае сокращается время обслуживания, и при применении конвейерных линий экономится площадь производственных помещений. Основным недостатком применения поточных линий является невозможность изменения объема постовых работ и необходимость иметь в составе бригад резервных исполнителей для обеспечения заданного ритма производства и скорости движения автомобилей в потоке. При операционно-постовом обслуживании и ремонте подвижного состава бригада исполнителей распределяется между несколькими специализированными, параллельно расположенными постами, за каждым из которых закрепляется определенная группа работ или операций комплекса технического обслуживания и ремонта автомобилей по сходным агрегатам и системам. При относительной независимости постов друг от друга время пребывания на них автомобилей согласовывается. Организация работы бригады по такому методу способствует специализации оборудования постов, механизации процессов обслуживания автомобилей, повышению качества и производительности труда. Для крупногабаритных автомобилей, например автопоездов, предпочтителен поточный метод организации работ по техническому обслуживанию, так как в этом случае экономятся производственные площади помещений, необходимые для маневрирования при заезде на тупиковые посты. Число постов для организации поточного обслуживания должно быть не менее трех. Для небольшого состава парка при многообразии их конструктивного исполнения и состоящих из узлов и агрегатов различной сложности более целесообразен метод обслуживания на универсальных постах с тупиковым их расположением в отдельных боксах с автономным заездом. Исследования показали, что поточные линии себя оправдывают при суточной программе по ТО-1 более десяти обслуживании, а по ТО-2 более трех обслуживании однородных машин. Целесообразность выбора оборудования, оснастки и других средств механизации технологических процессов технического обслуживания и ремонта, выполняемых производственным персоналом ремонтных участков, определяется производственной необходимостью и экономическим анализом эффективности возможных альтернативных решений, исходя из принципа минимизации затрат на единицу обслуживания. Применение ремонтной диагностики позволяет значительно снизить объемы вспомогательных работ благодаря точному выявлению неисправных узлов и деталей. При ТО и ремонте значительное количество операций можно выполнять на автомобиле одновременно, размещая для этого на рабочем посту несколько рабочих мест. Время простоя автомобиля на посту при этом существенно снижается благодаря тому, что время работы отдельных исполнителей является перекрываемым. Вследствие чего количество постов при требуемом объеме работ может быть уменьшено, а потребность в производственных площадях снижена.
|