|
Основные эксплуатационные качества подвижного состава Для подвижного состава в заданных условиях эксплуатации сравнительная эффективность определяется значением приведенных затрат на перевозки, а также их трудоемкостью, энергоемкостью и материалоемкостью. Приведенные затраты на перевозки принято определять по формуле Зп = Сэ + 0,1 [К - 0,1 (Ца + Цп)] 100/ Wрг где Сэ — затраты на эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт, амортизацию автомобиля, погрузочно-разгрузочные работы, дороги, накладные расходы, коп/(т•км); К — капитальные вложения, необходимые для использования автомобиля, руб.; Ца + Цп— сумма ликвидных стоимостей автомобиля и прицепа, руб.; Wрг— среднегодовая производительность автомобиля (автопоезда), т-км (пасс-км). Приведенные затраты на перевозки существенно зависят от грузоподъемности подвижного состава и таких качеств, как долговечность, надежность, простота и периодичность технического обслуживания и ремонта, экономичность по расходу топлива и др.
Трудоемкость перевозок оценивается величиной затрат труда на 100 т•км или 100 пасс•км. Этот показатель для грузовых автомобилей (автопоездов) можно рассчитать по формуле Тг = 100 (Тв + Тп-р + То.р + Ta-y)/Wрг где Тв— годовое число часов работы водителей; Тп-р — годовое число часов работы рабочих на погрузочно-разгрузочных операциях; То.р— годовое число часов работы на техническое обслуживание и ремонт; Ta-y— годовое число часов работы административно-управленческого и обслуживающего персонала. Труд водителей и погрузочно-разгрузочные работы составляют наибольшую часть трудоемкости грузовых перевозок. Механизация и улучшение организации погрузочно-разгрузочных работ дают возможность значительно снизить трудоемкость перевозок и, следовательно, повысить их эффективность. Трудоемкость резко снижается при совмещении труда работника обслуживаемой отрасли и водителя. Трудоемкость автобусных перевозок тем меньше, чем больше вместимость автобусов, и сокращается при переходе на бесконтрольное обслуживание. Увеличение надежности подвижного состава также приводит к снижению трудоемкости перевозок. Энергоемкость перевозок оценивается количеством энергии, затрачиваемой на их выполнение: Э= 100QƛW где W — плотность топлива, кг/дм3; ƛ— теплотворная способность топлива, кДж/кг; Q — годовой расход топлива, л.
|