Основные эксплуатационные качества подвижного состава
Для подвижного состава в заданных условиях эксплуатации сравнительная эффективность определяется значением приведенных затрат на перевозки, а также их трудоемкостью, энергоемкостью и материалоемкостью.
Приведенные затраты на перевозки принято определять по формуле
Зп = Сэ + 0,1 [К - 0,1 (Ца + Цп)] 100/ Wрг
где Сэ — затраты на эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт, амортизацию автомобиля, погрузочно-разгрузочные работы, дороги, накладные расходы, коп/(т•км);
К — капитальные вложения, необходимые для использования автомобиля, руб.;
Ца + Цп— сумма ликвидных стоимостей автомобиля и прицепа, руб.;
Wрг— среднегодовая производительность автомобиля (автопоезда), т-км (пасс-км).
Приведенные затраты на перевозки существенно зависят от грузоподъемности подвижного состава и таких качеств, как долговечность, надежность, простота и периодичность технического обслуживания и ремонта, экономичность по расходу топлива и др.
Трудоемкость перевозок оценивается величиной затрат труда на 100 т•км или 100 пасс•км.
Этот показатель для грузовых автомобилей (автопоездов) можно рассчитать по формуле
Тг = 100 (Тв + Тп-р + То.р + Ta-y)/Wрг
где Тв— годовое число часов работы водителей;
Тп-р — годовое число часов работы рабочих на погрузочно-разгрузочных операциях;
То.р— годовое число часов работы на техническое обслуживание и ремонт;
Ta-y— годовое число часов работы административно-управленческого и обслуживающего персонала.
Труд водителей и погрузочно-разгрузочные работы составляют наибольшую часть трудоемкости грузовых перевозок. Механизация и улучшение организации погрузочно-разгрузочных работ дают возможность значительно снизить трудоемкость перевозок и, следовательно, повысить их эффективность.
Трудоемкость резко снижается при совмещении труда работника обслуживаемой отрасли и водителя.
Трудоемкость автобусных перевозок тем меньше, чем больше вместимость автобусов, и сокращается при переходе на бесконтрольное обслуживание. Увеличение надежности подвижного состава также приводит к снижению трудоемкости перевозок.
Энергоемкость перевозок оценивается количеством энергии, затрачиваемой на их выполнение:
Э= 100QƛW
где W — плотность топлива, кг/дм3;
ƛ— теплотворная способность топлива, кДж/кг;
Q — годовой расход топлива, л.