Основные нормативы ТО и ремонта автомобилей и их корректирование.
Одним из важнейших принципов рациональной организации ТО и ремонта автомобилей является применение обоснованных нормативов выполнения профилактических и ремонтных работ. В технической эксплуатации существуют нормативы:
периодичности ТО
трудоемкости ТО и ремонта
продолжительности ТО и ремонта
ресурса до капитального ремонта (КР)
Основополагающим нормативным документом, регламентирующим планирование, организацию и содержание ТО и ремонта автомобилей, определение ресурсов, является
«Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» (далее — Положение).
В современных условиях контроль за качеством выполнения нормативных положений по ТО и ремонту автомобилей обеспечивается благодаря существующей системе сертификации производственно-технической базы (ПТБ) и полноте услуг по обслуживанию и ремонту. Нормативное регулирование для субъектов на рынке транспортных и сервисных услуг осуществляется системой лицензирования.
Для оперативного учета изменений конструкций автомобилей и условий их эксплуатации в Положении предусматриваются две части.
В первой части содержатся основные положения по организации ТО и ремонта подвижного состава. В данной части устанавливаются: система и виды ТО и ремонта, а также исходные нормативы, регламентирующие их; классификация условий эксплуатации и методы корректирования нормативов; принципы организации производства ТО и ремонта в автотранспортной организации (АТО); типовые перечни операций ТО и другие основополагающие материалы.
Вторая часть (нормативная) включает конкретные нормативы по ряду базовых моделей автомобилей и их модификациям. С целью объективного учета изменения выпускаемых автомобилей по- модельно (отечественного производства) данная часть разрабатывается и дополняется с периодичностью 3—5 лет в виде отдельных приложений к 1 -й части.
Нормативы ТО и ремонта, установленные Положением, относятся к определенным условиям эксплуатации, называемым эталонными. За эталонные условия принята работа базовых моделей автомобилей, имеющих пробег от начала эксплуатации в пределах 50...75 % от нормы пробега до КР, в условиях эксплуатации I категории в умеренном климатическом районе с умеренной агрессивностью окружающей среды. При этом предусматривается, что ТО и текущий ремонт (TP) выполняются на предприятии, имеющем ПТБ для обслуживания 200...300 автомобилей, составляющих не более трех технологически совместимых групп.
При работе в иных, отличных условиях эксплуатации изменяются безотказность и долговечность автомобилей, а также трудовые и материальные затраты на обеспечение их работоспособности. Поэтому нормативы ТО и ремонта корректируются.
Регламентируемый Положением вид корректирования (ресурсный) имеет целью корректирование нормативов в зависимости от изменения уровня надежности автомобилей, работающих в различных условиях эксплуатации. Это корректирование приводит к изменению материальных ресурсов, необходимых для проведения ТО и ремонта автомобилей в различных условиях эксплуатации.
При корректировании учитываются следующие пять основных факторов.
- Категория условий эксплуатации.
Корректирование нормативов ТО и ремонта автомобилей в зависимости от условий эксплуатации осуществляется в соответствии с их классификацией, которая включает пять категорий условий эксплуатации.
Категория условий эксплуатации автомобилей характеризуется типом дорожного покрытия, типом рельефа местности, по которой пролегает дорога, и условиями движения.
- Модификация подвижного состава и особенности организации его работы.
При формировании нормативов учитывают необходимость их корректирования по типу и модификации (конструктивному назначению: автомобили с прицепами, самосвалы и т.д.) транспортного средства в увязке со спецификой его транспортной деятельности.
Модификация подвижного состава и особенности организации его работы в соответствии с «Положением о техническом обслуживании подвижного состава автомобильного транспорта» учитываются коэффициентом К2 (Приложение 1), который применяется для корректирования трудоемкости ТО и TP (1,0... 1,25), пробега до капитального ремонта (1,00...0,75) и расхода запасных частей (1,0... 1,3).
- Природно-климатические условия.
Учитываются при определении периодичности ТО, удельной трудоемкости TP и норм пробега до капитального ремонта. Корректирование по природно-климатическим условиям осуществляется с помощью коэффициента К3, который соответственно изменяется с учетом агрессивности окружающей среды при определении: периодичности ТО — от 0,72 до 1,0; удельной трудоемкости TP — от 0,9 до 1,43; при определении пробега до первого капитального ремонта — от 0,63 до 1,1; расхода запасных частей — от 0,9 до 1,54.
Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно- климатических условий К3 = К´3 К´´3
|
Нормативы |
|||
Характеристика района |
Периодичность ТО |
Удельная трудоемкость TP |
Пробег до КР |
Расход запасных частей |
Коэффициент К'3 |
||||
Умеренный Умеренно-теплый, умеренно- теплый влажный, теплый влажный Жаркий сухой, очень жаркий сухой Умеренно-холодный Холодный Оченьхолодный |
1,0 1,0 0,9 0,9 0,9 0,8 |
1,0 0,9 1,1 М 1,2 1,3 |
1,0 1,1 0,9 0,9 0,8 0,7 |
1,0 0,9 1,1 1,1 1,25 1,4 |
Коэффициент К' |
3 |
|
|
|
С высокой агрессивностью окружающей среды* |
0,9 |
1,1 |
0,9 |
1,1 |
* Агрессивность окружающей среды учитывается и при постоянном использовании подвижного состава для перевозки химических грузов, вызывающих интенсивную коррозию деталей.
- Пробег с начала эксплуатации (возраст транспортного средства).
Учитывается при корректировании удельной трудоемкости TP автомобилей. Корректирование по возрасту в соответствии с Положением выполняется с использованием коэффициента К4.
Для грузовых автомобилей этот коэффициент корректирует трудоемкость, изменяясь от 0,4 (для пробега, составляющего менее 25% ресурса автомобиля до КР) до 2 и более при пробеге автомобиля, в 1,75...2 раза превышающем ресурс до КР (Приложение 2).
В зависимости от пробега с начала эксплуатации до капитального ремонта изменяется и продолжительность простоя автомобиля на ТО и в ремонте, которая учитывается коэффициентом К´4, изменяющимся в пределах 0,7... 1,4. При пробеге автомобиля, превышающем его значение до первого капитального ремонта, величина К´4 принимается равной 1,4.
- Уровень концентрации подвижного состава.
При корректировании нормативов учитываются размеры АТО и разномарочность обслуживаемого парка. Последнее учитывается числом технологически совместимых групп, т.е. групп, требующих для ТО и TP одинаковых средств обслуживания (постов, оборудования) автомобилей в парке (не менее 25 в группе). Корректирующим коэффициентом является коэффициент К5 (Приложение 3, табл. 1). В приложении 3 также приведено распределение подвижного состава по технологически совместимым группам при производстве ТО и TP.
Корректирование по данному коэффициенту не имеет смысла в небольших, одно- и маломарочных АТО.
- Результирующий коэффициент корректирования.
Получается перемножением соответствующих коэффициентов, при этом он не должен быть меньше 0,5.
Кроме указанного вида корректирования (ресурсного) применительно к организациям существует и второй вид — оперативный, который проводится непосредственно в АТО и имеет целью повысить работоспособность автомобилей путем изменения состава операций ТО с учетом конструкции, условий работы автомобилей и особенностей данной АТО.
Оперативное корректирование осуществляется только после внедрения в АТО исходных нормативов, рекомендуемых Положением.
Этот вид корректирования основывается на объективных данных действующей системы учета неисправностей, затрат на ТО и ремонт, а также результатов диагностических работ.
Основным методом оперативного корректирования является совместный анализ фактически выполняемых в данной АТО операций ТО и диагностирования и возникающей при этом потребности в работах сопутствующего TP, которые непосредственно связаны с режимами и качеством выполнения профилактических работ.