В помощь будущему автомеханику - Основные нормативы ТО и ремонта автомобилей и их корректирование.
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Мы в контакте
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вторник, 22.09.2020, 00:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
ТО и ремонт автомобилей
Узнай всё про автомобиль

Основные нормативы ТО и ремонта автомобилей и их корректирование.

 

Одним из важнейших принципов рациональной организации ТО и ремонта автомобилей является применение обоснованных нор­мативов выполнения профилактических и ремонтных работ. В тех­нической эксплуатации существуют нормативы:

 периодичности ТО

 трудоемкости ТО и ремонта

 продолжительности ТО и ре­монта

 ресурса до капитального ремонта (КР)

 

Основополагающим нормативным документом, регламентиру­ющим планирование, организацию и содержание ТО и ремонта автомобилей, определение ресурсов, является

 «Положение о тех­ническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобиль­ного транспорта» (далее — Положение).

 

В современных условиях контроль за качеством выполнения нормативных положений по ТО и ремонту автомобилей обеспе­чивается благодаря существующей системе сертификации произ­водственно-технической базы (ПТБ) и полноте услуг по обслу­живанию и ремонту. Нормативное регулирование для субъектов на рынке транспортных и сервисных услуг осуществляется систе­мой лицензирования.

Для оперативного учета изменений конструкций автомоби­лей и условий их эксплуатации в Положении предусматривают­ся две части.

В первой части содержатся основные положения по организа­ции ТО и ремонта подвижного состава. В данной части устанавли­ваются: система и виды ТО и ремонта, а также исходные норма­тивы, регламентирующие их; классификация условий эксплуата­ции и методы корректирования нормативов; принципы организа­ции производства ТО и ремонта в автотранспортной организации (АТО); типовые перечни операций ТО и другие основополагаю­щие материалы.

Вторая часть (нормативная) включает конкретные нормативы по ряду базовых моделей автомобилей и их модификациям. С це­лью объективного учета изменения выпускаемых автомобилей по- модельно (отечественного производства) данная часть разрабаты­вается и дополняется с периодичностью 3—5 лет в виде отдель­ных приложений к 1 -й части.

 

Нормативы ТО и ремонта, установленные Положением, от­носятся к определенным условиям эксплуатации, называемым эталонными. За эталонные условия принята работа базовых мо­делей автомобилей, имеющих пробег от начала эксплуатации в пределах 50...75 % от нормы пробега до КР, в условиях эксплуа­тации I категории в умеренном климатическом районе с уме­ренной агрессивностью окружающей среды. При этом преду­сматривается, что ТО и текущий ремонт (TP) выполняются на предприятии, имеющем ПТБ для обслуживания 200...300 авто­мобилей, составляющих не более трех технологически совмести­мых групп.

 

При работе в иных, отличных условиях эксплуатации изменя­ются безотказность и долговечность автомобилей, а также трудо­вые и материальные затраты на обеспечение их работоспособно­сти. Поэтому нормативы ТО и ремонта корректируются.

Регламентируемый Положением вид корректирования (ресурс­ный) имеет целью корректирование нормативов в зависимости от изменения уровня надежности автомобилей, работающих в различных условиях эксплуатации. Это корректирование приво­дит к изменению материальных ресурсов, необходимых для про­ведения ТО и ремонта автомобилей в различных условиях эксплу­атации.

При корректировании учитываются следующие пять основных факторов.

  1. Категория условий эксплуатации.

Корректирование нормати­вов ТО и ремонта автомобилей в зависимости от условий эксплу­атации осуществляется в соответствии с их классификацией, ко­торая включает пять категорий условий эксплуатации.

Категория условий эксплуатации автомобилей характеризует­ся типом дорожного покрытия, типом рельефа местности, по которой пролегает дорога, и условиями движения.

 

  1. Модификация подвижного состава и особенности организации его работы.

При формировании нормативов учитывают необходи­мость их корректирования по типу и модификации (конструктив­ному назначению: автомобили с прицепами, самосвалы и т.д.) транспортного средства в увязке со спецификой его транспорт­ной деятельности.

Модификация подвижного состава и особенности организации его работы в соответствии с «Положением о техническом обслуживании подвижного состава автомобильного транспорта» учи­тываются коэффициентом К2 (Приложение 1), который применя­ется для корректирования трудоемкости ТО и TP (1,0... 1,25), про­бега до капитального ремонта (1,00...0,75) и расхода запасных частей (1,0... 1,3).

 

 

  1. Природно-климатические условия.

 Учитываются при определе­нии периодичности ТО, удельной трудоемкости TP и норм про­бега до капитального ремонта. Корректирование по природно-кли­матическим условиям осуществляется с помощью коэффициента К3, который соответственно изменяется с учетом агрессивности окружающей среды при определении: периодичности ТО — от 0,72 до 1,0; удельной трудоемкости TP — от 0,9 до 1,43; при опре­делении пробега до первого капитального ремонта — от 0,63 до 1,1; расхода запасных частей — от 0,9 до 1,54.

Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно- климатических условий К3 = К´3  К´´3

 

Нормативы

Характеристика района

Пери­одичность ТО

Удельная трудоем­кость TP

Пробег до КР

Расход запасных частей

Коэффициент К'3

Умеренный

Умеренно-теплый, умеренно- теплый влажный, теплый влажный

Жаркий сухой, очень жаркий сухой

Умеренно-холодный Холодный Оченьхолодный

1,0

1,0

0,9

0,9 0,9 0,8

1,0 0,9

1,1

М 1,2 1,3

1,0 1,1

0,9

0,9 0,8 0,7

1,0 0,9

1,1

1,1

1,25 1,4

Коэффициент К'

3

 

 

С высокой агрессивностью окружающей среды*

0,9

1,1

0,9

1,1

 

* Агрессивность окружающей среды учитывается и при постоянном исполь­зовании подвижного состава для перевозки химических грузов, вызывающих ин­тенсивную коррозию деталей.

 

  1. Пробег с начала эксплуатации (возраст транспортного сред­ства).

Учитывается при корректировании удельной трудоемкости TP автомобилей. Корректирование по возрасту в соответствии с Положением выполняется с использованием коэффициента К4.

Для грузовых автомобилей этот коэффициент корректирует трудоемкость, изменяясь от 0,4 (для пробега, составляющего менее 25% ресурса автомобиля до КР) до 2 и более при пробеге автомобиля, в 1,75...2 раза превышающем ресурс до КР (Прило­жение 2).

В зависимости от пробега с начала эксплуатации до капиталь­ного ремонта изменяется и продолжительность простоя автомо­биля на ТО и в ремонте, которая учитывается коэффициентом К´4, изменяющимся в пределах 0,7... 1,4. При пробеге автомобиля, превышающем его значение до первого капитального ремонта, величина К´4 принимается равной 1,4.

 

  1. Уровень концентрации подвижного состава.

При корректиро­вании нормативов учитываются размеры АТО и разномарочность обслуживаемого парка. Последнее учитывается числом технологи­чески совместимых групп, т.е. групп, требующих для ТО и TP одинаковых средств обслуживания (постов, оборудования) автомо­билей в парке (не менее 25 в группе). Корректирующим коэффи­циентом является коэффициент К5 (Приложение 3, табл. 1). В при­ложении 3 также приведено распределение подвижного состава по технологически совместимым группам при производстве ТО и TP.

 Корректирование по данному коэффициенту не имеет смысла в небольших, одно- и маломарочных АТО.

  1. Результирующий коэффициент корректирования.

 Получается пе­ремножением соответствующих коэффициентов, при этом он не должен быть меньше 0,5.

 

Кроме указанного вида корректирования (ресурсного) приме­нительно к организациям существует и второй вид — оператив­ный, который проводится непосредственно в АТО и имеет целью повысить работоспособность автомобилей путем изменения со­става операций ТО с учетом конструкции, условий работы авто­мобилей и особенностей данной АТО.

Оперативное корректирование осуществляется только после внедрения в АТО исходных нормативов, рекомендуемых Поло­жением.

Этот вид корректирования основывается на объективных дан­ных действующей системы учета неисправностей, затрат на ТО и ремонт, а также результатов диагностических работ.

Основным методом оперативного корректирования является со­вместный анализ фактически выполняемых в данной АТО опера­ций ТО и диагностирования и возникающей при этом потребно­сти в работах сопутствующего TP, которые непосредственно свя­заны с режимами и качеством выполнения профилактических работ.

 

Copyright avtomeh.ucoz.net © 2020