Принципы работы автомобильного транспорта в рыночных условиях
Взятый курс на переход к рыночной экономике вынудил государство и общество преобразовать формы и отношения собственности.
Попытки введения рыночного механизма без вмешательства в сложившиеся базисные отношения — отношения собственности представляются экономически наивными, поскольку рынок — это прежде всего взаимодействие многообразных, равных в реализации своих экономических прав собственников.
Повышение независимости предприятий в условиях рыночных отношений отнюдь не означает отказа от планирования производственной деятельности, которое в период плановой экономики занимало центральное место в системе управления. Вместе с тем в условиях рынка подход к практике планирования, содержание планов и понимание их роли, безусловно, претерпевают значительные изменения.
Основным содержанием годового производственного плана предприятий автомобильного транспорта в России в условиях административно-плановой экономики являлись объемы перевозок, которые предприятие должно было выполнить для договорной клиентуры. План формировался с разбивкой по отдельным предприятиям-грузоотправителям. Характерной временной единицей разбивки плана являлся квартал.
Основой для составления плана автотранспортного предприятия служили обязательные для выполнения плановые задания, устанавливаемые предприятию вышестоящими организациями.
С исчезновением системы централизованного планирования жесткий производственный план предприятия перестал быть обязательным элементом управления предприятием и основой организации его производственной деятельности. Одновременно и годовой договор автотранспортного предприятия с грузоотправителем стал скорее редким исключением, нежели правилом. По этой причине многие предприятия автомобильного транспорта, особенно небольшие АТП вообще отказались от разработки текущих планов, сообразуя свою деятельность лишь с непосредственными изменениями рыночной конъюнктуры.
Некоторые руководители считают, что разработка планов в условиях рынка бесполезна, поскольку рыночная ситуация весьма изменчива и планы быстро теряют актуальность. Такие руководители предпочитают действовать «по ситуации», полагаясь на свой хозяйственный опыт и интуицию. Такой подход, на первый взгляд, понятен и оправдан. Действительно, в условиях рыночных отношений чрезвычайно трудно бывает предвидеть и спланировать работу даже на ближайшую перспективу.
Тем не менее автотранспортные компании (как и предприятия других отраслей) стран развитой рыночной экономики уделяют текущему планированию своей деятельности достаточно большое внимание.
План работы предприятия в рыночных условиях представляет собой программу производственной, коммерческой и финансовой деятельности, которая определяется самим предприятием в соответствии с его целями, с учетом возможностей и на основе анализа и прогноза рыночной ситуации.
План предприятия в рыночных условиях можно сравнить с некоторой «расчетной траекторией», по которой предприятие предполагает двигаться в планируемом периоде. Отклонение от этой траектории свидетельствует о том, что необходимо принятие специальных мер. Немало пользы приносит предприятию сама процедура планирования.
По мнению ряда специалистов, она:
• поощряет руководителей мыслить перспективно;
• ведет к более четкой координации предпринимаемых предприятием усилий;
• позволяет установить показатели деятельности предприятия для последующего контроля;
• заставляет предприятие более четко определять свои задачи и установки;
• делает предприятие более подготовленным к внешним переменам;
• более наглядно демонстрирует взаимосвязь обязанностей должностных лиц.
В практике работы предприятий автомобильного транспорта используются три основных вида планов: стратегические (перспективные), текущие и оперативные (сменно-суточные).
Стратегические (перспективные) планы охватывают, как правило, период более одного года и определяют общую направленность деятельности предприятия.
Среднесрочное (текущее) планирование деятельности предприятия осуществляется, как правило, на предстоящий год. С точки зрения коммерческой службы предприятия наиболее важным является именно годовой план, в подготовке и реализации которого эта служба принимает непосредственное участие.
Годовые (полугодовые, квартальные) планы основываются на оценке ориентировочной потребности потенциальных потребителей в услугах предприятия и предварительном распределении производственных возможностей предприятия по видам деятельности.