ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
Основой рациональной организации и управления на автомобильном транспорте при проведении ТО и ремонта автомобилей является производственный процесс.
Рационально организованные производственные процессы создают условия для применения наиболее прогрессивных и эффективных принципов, методов, форм и рациональных организационных структур управления, которые обеспечивают оптимальное сочетание децентрализованных и централизованных процессов управления и обеспечивают максимальную эффективность управления.
Любой процесс труда включает три основных элемента: средства труда, предметы труда и рабочую силу. Таким образом, производственный процесс — это совокупность процессов труда, рабочей силы, использующей средства труда, направленных на преобразование предмета труда в продукт труда.
Оптимальный производственный процесс должен обеспечивать:
рациональное, наиболее эффективное сочетание отдельных частей процесса (например, профилактики и восстановления);
наиболее рациональное использование орудий труда (конвейеры, подъемники и другое технологическое оборудование) как по мощности, так и по производительности;
наиболее целесообразное взаимное расположение отдельных подразделений, работников и оборудования с учетом рациональной последовательности выполнения работ по ремонту АТС;
внедрение научной организации труда в каждом подразделении и на каждом рабочем месте;
внедрение передовых методов и приемов труда с целью создания возможности осуществления прогрессивных методов управления производством.
Обобщающим показателем рациональной организации производственного процесса должен являться показатель его качественного выполнения в возможно короткий срок с минимальными затратами материальных и трудовых ресурсов.
Превращение предмета труда в готовую продукцию в соответствии со специализацией предприятия называется основным процессом производства.
Для технической службы комплексной АТО основным процессом производства являются ТО и ремонт транспортных средств.
Производственный процесс, осуществляемый для удовлетворения нужд основного производства, называется вспомогательным процессом (например, ремонт технологического оборудования).
Производственные процессы, осуществляемые в АТО, в основном очень сложные, и для удобства анализа их можно расчленить на организационно и технически обособленные части — частичные процессы. Частичные процессы, в свою очередь, состоят из комплекса производственных операций.
Комплексом операций называется группа операций по изготовлению (восстановлению, обслуживанию) одной продукции (детали, узла или агрегата) на одном производственном участке.
Операция — законченная часть производственного процесса, выполняемая одним или группой рабочих на одном рабочем месте и охватывающая все их действия по выполнению заданной работы.
Технологически операция представляет собой комплекс последовательных действий по обслуживанию агрегата или группы агрегатов автомобиля (регулировка свободного хода педали тормоза, смена масла в картере двигателя и т.д.).
Производственные процессы ремонта АТС в зависимости oт степени участия в них человека могут быть:
ручными, осуществляемыми исполнителем вручную или с помощью ручных орудий труда (например, снятие агрегата без применения электрических, пневматических и им подобных инструментов);
машинно-ручными, осуществляемыми машинами или механизмами при участии исполнителя или группой исполнителей (например, заворачивание гаек гайковертом);
машинными, при которых основная работа полностью производится механизмом (работа на токарном станке с механической подачей);
автоматизированными, при которых все основные и вспомогательные работы осуществляются автоматически без физического участия человека;
аппаратурными, при которых основной производственный процесс осуществляется в специальной аппаратуре, а функции рабочего (оператора) сводятся к наблюдению и контролю за ним (например, снятие некоторых диагностических параметров с помощью специальной аппаратуры).
По характеру и содержанию производственные процессы разделяются на механические и физико-химические.
Механические — это такие процессы, при которых под воздействием механических усилий изменяются форма, размеры, состояние и положение предмета труда (например, правка, гибка деталей, изменение размеров путем регулировки и т.п.).
Физико-химическим процессам свойственно изменение физико-химических свойств материалов и их внутренней структуры (например, термообработка деталей, покраска синтетическими эмалями и т.п.).
По длительности части производственного процесса подразделяют на непрерывные и прерывные.
Непрерывными называют такие производственные процессы, которые протекают без остановок и заканчиваются лишь тогда, когда иссякает запас или прекращается подача сырья, материалов или заготовок.
Прерывными называют такие производственные процессы, которые прерываются в связи с окончанием обработки каждой единицы продукции или каждой партии изделий.
Прибытие автомобилей с линии происходит, как правило, в течение относительно короткого времени. Так как пропускная способность ЕО рассчитывается на одну или две рабочие смены, то большая часть автомобилей после приема направляется в зону хранения, откуда в порядке очереди они поступают в зону ЕО и далее в соответствии с графиком.
По прибытии автомобилей в АТО водители сообщают механикам, принимающим автомобили с линии, о замеченных неисправностях.
Механики АТО или автоколонны субъективно и при помощи средств диагностирования определяют техническое состояние автомобилей. По результатам диагностирования в АТО оформляют «Ремонтный листок».
При необходимости дальнейшего уточнени) диагноза автомобили после проведения уборочно-моечных рабо (УМР) направляют на посты диагностики Д-1 или Д-2. Для этой цели могут быть использованы эксперты (высококвалифицирован ные ремонтные рабочие).
Исправные автомобили, не подлежащи плановому обслуживанию, направляют в зону хранения, а подле жащие ТО-1 или ТО-2 — соответственно на Д-1 или Д-2.