Радиаторы системы охлаждения
После снятия с автомобиля радиатор поступает на участок ремонта, где его моют снаружи и дефектуют внешним осмотром и проверкой на герметичность сжатым воздухом под давлением 0,15 МПа для радиаторов охлаждения и 0,4 МПа для масляных радиаторов в ванне с водой при температуре 30...50 °С.
Вмятины бачков устраняют рихтовкой, для чего бачок надевают на деревянную болванку и деревянным молотком выравнивают повреждения.
Пробоины устраняют постановкой заплат с последующей припайкой их или приклеиванием.
Трещины запаивают.
Пайку латунных деталей радиатора ведут припоями ПОССу 20-0,5 или ПОССу 30-0,5.
Повреждения пластин каркаса устраняют газовой сваркой.
Помятые пластины радиатора выпрямляют при помощи гребенки.
Поврежденные охлаждающие трубки запаивают.
В радиаторах ЗИЛ-130 допускается запайка не более 5% трубок, в радиаторах ГАЗ-53А не более 10%.
Трубки, пайка которых затруднена, заменяют новыми.
Удаление старой трубки и установку новой осуществляют в такой последовательности: внутрь дефектной трубки вводят нагретый стержень и затем вынимают ее пло-скогубцами после размягчения припоя вместе со стержнем.
Новую трубку устанавливают в обратном порядке.
Концы установленной трубки развальцовывают и припаивают к опорным пластинам сердцевины.
Пайка замененных трубок может осуществляться паяльником или погружением сердцевины в припой.
В этом случае радиатор сначала протравливают в ванне с соляной кислотой в течение 3...5 мин (глубина погружения трубок 10...15 мм), затем погружают в раствор хлористого цинка на 0,5...1,0 мин и опускают в расплавленный припой так, чтобы в нем оказалась опорная пластина и концы трубок на 5...8 мм.
После этого сердцевину вынимают и встряхивают для удаления излишнего припоя.
Сердцевину проверяют на герметичность.
После припайки бачков и установки радиатора в каркас его проверяют на перекос, который не должен превышать 3,0 мм.
Вышеперечисленные работы выполняются с применением оловянно-свинцовых сплавов, хлористого цинка и нашатыря.
При пайке с использованием этих материалов выделяются вредные пары и газы, поэтому эти работы необходимо выполнять в отдельных, хорошо проветриваемых помещениях с обязательной общей и местной вентиляцией.
Перед приемом пищи, а также после смены необходимо тщательно мыть руки теплой водой с мылом и щеткой, регулярно полоскать носоглотку, так как свинцовая пыль и пары свинца, обладая способностью накапливаться в организме человека при несоблюдении им мер личной безопасности и гигиены, вызывают хроническое отравление.
Флюсы для пайки и кислота должны храниться раздельно в специально отведенных и регулярно очищаемых местах.
В аптеке должна быть мазь от ожогов.
Нагретые паяльники необходимо класть на специальные подставки.
Желательно применять низковольтные паяльники (42 В), включаемые через понижающий трансформатор.
Используемые для ремонта паяльные лампы взрыво- и пожароопасны.
Нельзя работать с неисправной (коптящей, самопроизвольно гаснущей) лампой с поврежденным корпусом, вентилем, заправлять их бензином более чем на 75% вместимости резервуара, заправлять ити разбирать лампу вблизи открытого огня или электронагревательных приборов.
Запрещена заправка паяльных ламп авиационным и этилированным бензином.