|
Радиаторы системы охлаждения
После снятия с автомобиля радиатор поступает на участок ремонта, где его моют снаружи и дефектуют внешним осмотром и проверкой на герметичность сжатым воздухом под давлением 0,15 МПа для радиаторов охлаждения и 0,4 МПа для масляных радиаторов в ванне с водой при температуре 30...50 °С.
Вмятины бачков устраняют рихтовкой, для чего бачок надевают на деревянную болванку и деревянным молотком выравнивают повреждения. Пробоины устраняют постановкой заплат с последующей припайкой их или приклеиванием. Трещины запаивают. Пайку латунных деталей радиатора ведут припоями ПОССу 20-0,5 или ПОССу 30-0,5. Повреждения пластин каркаса устраняют газовой сваркой. Помятые пластины радиатора выпрямляют при помощи гребенки. Поврежденные охлаждающие трубки запаивают. В радиаторах ЗИЛ-130 допускается запайка не более 5% трубок, в радиаторах ГАЗ-53А не более 10%. Трубки, пайка которых затруднена, заменяют новыми. Удаление старой трубки и установку новой осуществляют в такой последовательности: внутрь дефектной трубки вводят нагретый стержень и затем вынимают ее пло-скогубцами после размягчения припоя вместе со стержнем. Новую трубку устанавливают в обратном порядке. Концы установленной трубки развальцовывают и припаивают к опорным пластинам сердцевины. Пайка замененных трубок может осуществляться паяльником или погружением сердцевины в припой. В этом случае радиатор сначала протравливают в ванне с соляной кислотой в течение 3...5 мин (глубина погружения трубок 10...15 мм), затем погружают в раствор хлористого цинка на 0,5...1,0 мин и опускают в расплавленный припой так, чтобы в нем оказалась опорная пластина и концы трубок на 5...8 мм. После этого сердцевину вынимают и встряхивают для удаления излишнего припоя. Сердцевину проверяют на герметичность.
После припайки бачков и установки радиатора в каркас его проверяют на перекос, который не должен превышать 3,0 мм. Вышеперечисленные работы выполняются с применением оловянно-свинцовых сплавов, хлористого цинка и нашатыря. При пайке с использованием этих материалов выделяются вредные пары и газы, поэтому эти работы необходимо выполнять в отдельных, хорошо проветриваемых помещениях с обязательной общей и местной вентиляцией. Перед приемом пищи, а также после смены необходимо тщательно мыть руки теплой водой с мылом и щеткой, регулярно полоскать носоглотку, так как свинцовая пыль и пары свинца, обладая способностью накапливаться в организме человека при несоблюдении им мер личной безопасности и гигиены, вызывают хроническое отравление. Флюсы для пайки и кислота должны храниться раздельно в специально отведенных и регулярно очищаемых местах. В аптеке должна быть мазь от ожогов. Нагретые паяльники необходимо класть на специальные подставки. Желательно применять низковольтные паяльники (42 В), включаемые через понижающий трансформатор. Используемые для ремонта паяльные лампы взрыво- и пожароопасны. Нельзя работать с неисправной (коптящей, самопроизвольно гаснущей) лампой с поврежденным корпусом, вентилем, заправлять их бензином более чем на 75% вместимости резервуара, заправлять ити разбирать лампу вблизи открытого огня или электронагревательных приборов. Запрещена заправка паяльных ламп авиационным и этилированным бензином.
|