|
Сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.
Система сертификация услуг по ТО и ремонту автомототранспортных средств была введена в действие 1.02.1993 г. постановлением Госстандарта РФ. Основными организационно-правовыми документами системы являются: Положение о системе сертификации ГОСТ Р; Правила сертификации работ и услуг в РФ; Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93. Система предназначена для проведения на территории России обязательной сертификации соответствия услуг по ТО и ремонту автомототранспортных средств требованиям безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, а также для окружающей среды, установленным действующими стандартами и другими нормативными документами. Под услугой по ТО и (или) ремонту автомототранспортных средств понимается материальный результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя и собственно деятельности исполнителя по удовлетворению потребности в ТО и (или) ремонте автомототранспортных средств. Подготовка предприятия к сертификации услуг осуществляется заявителем или, на договорной основе, организацией — участником системы, имеющей в своем распоряжении необходимый фонд нормативной документации и квалифицированных специалистов по ТО и ремонту автомототранспортных средств и в области сертификации услуг. Подготовка включает следующие этапы: обеспечение предприятия исчерпывающей информацией о действующих законодательных актах по сертификации; консультации по схеме прохождения документов по сертификации на стадии оформления и подачи заявления; идентификация услуг, подлежащих сертификации; проверка полноты соответствия необходимой нормативной документации услугам, выполняемым заявителем; проверка наличия и соответствия требованиям системы документации на используемое оборудование (паспортные, регистрационные, учетные и аттестационные документы); проверка наличия и состояния документации по персоналу предприятия-заявителя и распределение ответственности за качество предоставляемых услуг; подготовка проекта приказа и составление заявления на проведение сертификации; консультации о порядке проведения сертификации, о функционирующих аккредитованных органах и работе комиссии по сертификации. Информационное обеспечение предусматривает предоставление законодательных актов и нормативных документов, регламентирующих функционирование системы, и детальное ознакомление с ними заявителя. Целью идентификации услуг, выполняемых заявителем, является оказание помощи в составлении квалифицированной заявки на проведение сертификации. При этом определяется принадлежность услугй к классификационной группе, соответствие нормативным документам, соответствие требованиям по обеспечению безопасности для жизни, здоровья, по предотвращению причинения вреда имуществу граждан и охране окружающей среды, установленным во всех нормативных документах для услуг этой группы. Определяется вид, тип, марка и модификация автомототранспортных средств, в том числе иностранного производства, услуги по которым предполагается сертифицировать. Номенклатура фонда необходимой документации выбирается из перечня действующей нормативной документации по ТО и ремонту автомототранспортных средств в соответствии с перечнем идентифицированных услуг, предполагаемых к сертификации. Обязательным условием сертификации подобных услуг является наличие у заявителя технологической или технической документации по обслуживанию (ремонту) заявленной модификации автомототранспортного средства. Необходимы также документы на используемые при ТО и ремонте запасные части (движение, наличие или отсутствие сертификата, в каком виде использованы). Документы по персоналу предприятия и распределению ответственности за качество выполняемых услуг должны в первую очередь определять границы ответственности каждого исполнителя, участвующего в процессе оказания услуги и устанавливать порядок обратной связи с потребителем услуг. В документах должны быть отражены функции, права и обязанности: службы технического контроля (при наличии таковой); уровень квалификации ее сотрудников и их юридическая ответственность; действенная система стимулирования качественного выполнения услуги; планы работ по профессиональной подготовке и аттестации кадров; основные направления маркетинговой деятельности предприятия. Оценка процесса оказания услуги может осуществляться двумя способами: проверяется технологический процесс, оборудование, квалификация исполнителя, условия обслуживания или наличие системы управления качеством. При проверке технологического процесса определяются технопогические и контрольные операции, влияющие на характеристики сертифицируемой услуги и их стабильность. При этом должны проверяться: соблюдение правил предоставления и пользования услугами предприятий автотехобслуживания; полнота соответствия имеющейся технической документации на услугу; достаточность и качество проведения контрольных операций по услуге, в том числе наличие необходимого диагностического оборудования, контрольно-измерительных приборов и инструментов; состояние технологического оборудования, определяющего уровень сертифицируемых характеристик и параметров; обеспечение необходимой точности контрольного, испытательного и измерительного оборудования; наличие систем регистрации поверок и аттестации этого оборудования; стабильность соответствия результата услуги требованиям нормативной документации; наличие гарантии на выполненную услугу; распределение ответственности персонала за обеспечение качества услуги; наличие сертификата на применяемые запасные части, принадлежности ит.п.; квалификация персонала (исполнителей услуги), опыт работы, знание технологической и нормативной документации, правил общения с потребителями. При наличии у заявителя сертификата на систему управления качеством оценка процесса оказания услуги не проводится. Отбор и проверка (испытание) обслуженного (отремонтированного) автомототранспортного средства (агрегата, узла, детали) осуществляется по методу выборочного контроля экспертами-аудиторами на месте оказания услуг с использованием испытательного и технологического оборудования заявителя. Проверка проводится только в объеме работ, заявленном потребителем услуги по данному автомототранспортному средству и на соответствие обязательным требованиям, нормативным документам, указанным в заявке. В качестве методики проведения проверки следует использовать соответствующий .технологический процесс обслуживания (или ремонта), разработанный или утвержденный предприятием-изготовителем данного автотранспортного средства. По выполненным проверкам аудиторами оформляются протоколы (акты) и по ним составляется заключение комиссии экспертов. Копии официальных протоколов и заключения передаются органом по сертификации заявителю в сроки, установленные договором. При проведении обязательной сертификации сертификат выдается, если услуга соответствует всем требованиям нормативных документов. При отрицательных результатах сертификационных испытаний заявителю выдается мотивированное решение об отказе в выдаче сертификата.
|