Сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.
Система сертификация услуг по ТО и ремонту автомототранспортных средств была введена в действие 1.02.1993 г. постановлением Госстандарта РФ.
Основными организационно-правовыми документами системы являются:
Положение о системе сертификации ГОСТ Р;
Правила сертификации работ и услуг в РФ;
Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93.
Система предназначена для проведения на территории России обязательной сертификации соответствия услуг по ТО и ремонту автомототранспортных средств требованиям безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, а также для окружающей среды, установленным действующими стандартами и другими нормативными документами.
Под услугой по ТО и (или) ремонту автомототранспортных средств понимается материальный результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя и собственно деятельности исполнителя по удовлетворению потребности в ТО и (или) ремонте автомототранспортных средств.
Подготовка предприятия к сертификации услуг осуществляется заявителем или, на договорной основе, организацией — участником системы, имеющей в своем распоряжении необходимый фонд нормативной документации и квалифицированных специалистов по ТО и ремонту автомототранспортных средств и в области сертификации услуг. Подготовка включает следующие этапы:
обеспечение предприятия исчерпывающей информацией о действующих законодательных актах по сертификации;
консультации по схеме прохождения документов по сертификации на стадии оформления и подачи заявления;
идентификация услуг, подлежащих сертификации;
проверка полноты соответствия необходимой нормативной документации услугам, выполняемым заявителем;
проверка наличия и соответствия требованиям системы документации на используемое оборудование (паспортные, регистрационные, учетные и аттестационные документы);
проверка наличия и состояния документации по персоналу предприятия-заявителя и распределение ответственности за качество предоставляемых услуг;
подготовка проекта приказа и составление заявления на проведение сертификации;
консультации о порядке проведения сертификации, о функционирующих аккредитованных органах и работе комиссии по сертификации.
Информационное обеспечение предусматривает предоставление законодательных актов и нормативных документов, регламентирующих функционирование системы, и детальное ознакомление с ними заявителя.
Целью идентификации услуг, выполняемых заявителем, является оказание помощи в составлении квалифицированной заявки на проведение сертификации. При этом определяется принадлежность услугй к классификационной группе, соответствие нормативным документам, соответствие требованиям по обеспечению безопасности для жизни, здоровья, по предотвращению причинения вреда имуществу граждан и охране окружающей среды, установленным во всех нормативных документах для услуг этой группы. Определяется вид, тип, марка и модификация автомототранспортных средств, в том числе иностранного производства, услуги по которым предполагается сертифицировать. Номенклатура фонда необходимой документации выбирается из перечня действующей нормативной документации по ТО и ремонту автомототранспортных средств в соответствии с перечнем идентифицированных услуг, предполагаемых к сертификации.
Обязательным условием сертификации подобных услуг является наличие у заявителя технологической или технической документации по обслуживанию (ремонту) заявленной модификации автомототранспортного средства. Необходимы также документы на используемые при ТО и ремонте запасные части (движение, наличие или отсутствие сертификата, в каком виде использованы).
Документы по персоналу предприятия и распределению ответственности за качество выполняемых услуг должны в первую очередь определять границы ответственности каждого исполнителя, участвующего в процессе оказания услуги и устанавливать порядок обратной связи с потребителем услуг. В документах должны быть отражены функции, права и обязанности:
службы технического контроля (при наличии таковой);
уровень квалификации ее сотрудников и их юридическая ответственность;
действенная система стимулирования качественного выполнения услуги;
планы работ по профессиональной подготовке и аттестации кадров;
основные направления маркетинговой деятельности предприятия.
Оценка процесса оказания услуги может осуществляться двумя способами: проверяется технологический процесс, оборудование, квалификация исполнителя, условия обслуживания или наличие системы управления качеством.
При проверке технологического процесса определяются технопогические и контрольные операции, влияющие на характеристики сертифицируемой услуги и их стабильность. При этом должны проверяться:
соблюдение правил предоставления и пользования услугами предприятий автотехобслуживания;
полнота соответствия имеющейся технической документации на услугу;
достаточность и качество проведения контрольных операций по услуге, в том числе наличие необходимого диагностического оборудования, контрольно-измерительных приборов и инструментов;
состояние технологического оборудования, определяющего уровень сертифицируемых характеристик и параметров; обеспечение необходимой точности контрольного, испытательного и измерительного оборудования;
наличие систем регистрации поверок и аттестации этого оборудования;
стабильность соответствия результата услуги требованиям нормативной документации;
наличие гарантии на выполненную услугу;
распределение ответственности персонала за обеспечение качества услуги;
наличие сертификата на применяемые запасные части, принадлежности ит.п.;
квалификация персонала (исполнителей услуги), опыт работы, знание технологической и нормативной документации, правил общения с потребителями.
При наличии у заявителя сертификата на систему управления качеством оценка процесса оказания услуги не проводится.
Отбор и проверка (испытание) обслуженного (отремонтированного) автомототранспортного средства (агрегата, узла, детали) осуществляется по методу выборочного контроля экспертами-аудиторами на месте оказания услуг с использованием испытательного и технологического оборудования заявителя. Проверка проводится только в объеме работ, заявленном потребителем услуги по данному автомототранспортному средству и на соответствие обязательным требованиям, нормативным документам, указанным в заявке.
В качестве методики проведения проверки следует использовать соответствующий .технологический процесс обслуживания (или ремонта), разработанный или утвержденный предприятием-изготовителем данного автотранспортного средства.
По выполненным проверкам аудиторами оформляются протоколы (акты) и по ним составляется заключение комиссии экспертов. Копии официальных протоколов и заключения передаются органом по сертификации заявителю в сроки, установленные договором.
При проведении обязательной сертификации сертификат выдается, если услуга соответствует всем требованиям нормативных документов.
При отрицательных результатах сертификационных испытаний заявителю выдается мотивированное решение об отказе в выдаче сертификата.