|
Свойства дизельного топлива, влияющие на образование отложений в двигателе Способность топлива не загрязнять систему подачи, детали двигателя и не вызывать образования отложений является одним из важнейших его эксплуатационных показателей. Высокой химической стабильностью отличаются дизельные топлива, получаемые при разгонке нефти с низким содержанием сернистых соединений. Даже при хранении более пяти лет они практически не изменяют своих качеств. Дизельные же топлива, содержащие значительное количество олефинов и меркантанов, существенно изменяют свои свойства при хранении. Образование нагара и смолистых отложений зависит не только от состояния и режима работы дизелей, но и от качества топлива. Образование нагара в камере сгорания повышается в результате неполного испарения и плохого распыливания вследствие большой вязкости топлива с тяжелым фракционным составом. На процесс нагарообразования оказывает также влияние количество неорганических механических примесей, содержащихся в топливе. Динамика накопления нагара определяется коксовым числом, т. е. зависит от содержания в топливе серы, фактических смол, его зольности и склонности к лакообразованию. Коксовое число характеризует способность топлива образовывать углистый остаток при разложении без доступа воздуха и темпера¬туре 800... 900 °С. Недостаточная глубина очистки от смолисто-асфальтовых соединений, повышенная вязкость и тяжелый фракционный состав увеличивают коксуемость топлива. Образующийся после сжигания топлива в воздухе при температуре 800...850 °С минеральный остаток — зола не только участвует в образовании нагара, но и повышает износ деталей двигателя. Поэтому допустимое содержание ее ограничивается 0,01 %. Склонность топлив к лакообразованию оценивается по содержанию лака (в мг) в 10 мл топлива, для чего испаряют небольшое количество топлива в специальном лакообразователе при 250 °С. Для дизельных топлив, содержащих до 20 % продуктов крекинга, ограничивается количество фактических смол (в зимних — не более 30 мг, а в летних — не более 40 мг на 100 мл топлива) и нормируется йодное число. Йодное число — это количество иода (в г), содержащееся в 100 г нефтепродукта. Йодное число тем выше, чем больше в топливе олефинов, но оно не должно превышать 6 г на 100 г топлива (зимних и летних марок).
|