Технические требования к отремонтированной детали
В технических требованиях к отремонтированной детали указывают:
• размер по рабочему чертежу или ремонтный размер восстановленной поверхности;
• предельные отклонения формы и расположения восстановленной поверхности относительно других поверхностей (овальность, конусообразность; отклонение от плоскостности поверхности, соосности, перпендикулярности осей или поверхности относительно оси; радиальное биение поверхности и т.п.);
• параметры и класс шероховатости восстановленной поверхности (примеры 15, 16).
Эти данные имеются в руководствах по капитальному ремонту автомобилей [38, 39, 48] и на рабочих чертежах детали.
При указании размеров восстановленной поверхности требуется оценить степень точности изготовления этих размеров, а именно определить, к какому квалитету точности они относятся, пользуясь ГОСТ 25347-82.
Шероховатость поверхности обозначается по ГОСТ 2.309-73, например Ra 0,4; Rz 10.
Для понимания технической документации, выпущенной до 1981 г., в приложении приведены применявшиеся ранее классы шероховатости поверхности по ГОСТ 2789-73 и соответствующие им значения Ra и Rz.
Следует знать, что лучше использовать параметр Ra, так как он дает более полную оценку поверхности. Кроме того, необходимо пользоваться предпочтительными значениями параметра Ra, поскольку приборы для контроля шероховатости — профилометры — настроены на ряд предпочтительных чисел.
Пример
Основными поверхностями вала, подвергшимися износу, являются шейки под шариковый и роликовый подшипники.
После ремонта размеры шеек должны отвечать требованиям рабочего чертежа, а именно: — диаметр шейки под шариковый подшипник должен быть равен 31 ± 0,008.
Размер соответствует 6-му квалитету точности с отклонением js, т.е. диаметр 31 js6 (±0,008).
Шероховатость поверхности шейки Ra 0,2 мкм соответствует 9-му классу шероховатости; — диаметр шейки под роликовый подшипник должен быть 19,235_0,013
Размер соответствует 6-му квалитету с отклонением h, т.е. 19,235 h6 (_0,013).
Шероховатость поверхности шейки Ra 0,8 мкм (7-й класс шероховатости); — отклонение от цилиндричности шеек под подшипник долж- но быть не более 0,01 мм, радиальное биение их относительно оси — не более 0,03 мм.
Пример
Таблица 5 — Диаметр стержня впускного клапана, мм
Размер | Увеличение или уменьшение диаметра стержня |
Диаметр стержня |
По рабочему чертежу | - | 9-0,75, 9-0,50 |
1-й ремонтный | -0,20 | 8,8-0,75, 8,8-0,50 |
2-й ремонтный | +0,20 | 9,2-0,75, 9,2-0,50 |
Диаметр стержня клапана соответствует примерно 8-му квалитету точности. Овальность и конусообразность поверхности стержня клапана — не более 0,007 мм. Шероховатость поверхности стержня — не более Ra 0,4 мкм (8-й класс шероховатости) по ГОСТ 2789-73.