ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ, ЗВУКОВЫХ СИГНАЛОВ И ПРИБОРОВ ОСВЕЩЕНИЯ И СИГНАЛИЗАЦИИ
Приборы освещения и световой сигнализации
К приборам освещения относятся фары, фонари, плафоны, выносные фары, лампы освещения приборов и др.
Основными неисправностями приборов освещения являются:
полный или частичный отказ в работе отдельных ламп освещения;
отказ в работе ламп освещения всех приборов;
нарушение регулировки фар;
потускнение и загрязнение поверхности отражателя;
снижение светотехнических характеристик ламп освещения;
растрескивание рассеивателя (стекло).
По причине отказов в работе отдельных приборов освещения и сигнализации происходит до 30 % дорожно-транспортных происшествий.
Причинами отказов могут быть: обрыв цепи; перегорание нитей отдельных ламп; короткое замыкание проводов на массу. Обрыв цепи ищут при помощи контрольной лампы. При исправных предохранителе и лампе вероятными причинами обрыва цени являются: ослабление пружинящих контактов в фарах; ослабление и поломка пружины; недостаточные размеры головок проводов в патроне.
Пружинящие контакты отгибают, пружины заменяют, а размеры головок увеличивают напайкой припоя ПОС-ЗО или ПОС-40.
Дефектный рассеиватель заменяют новым.
При сильном загрязнении отражателя его промывают чистой водой и просушивают в опрокинутом положении.
Перегорание спиралей (нитей) ламп возможно вследствие повышенного напряжения генератора или сильной вибрации. Поэтому необходимо проверить работу регулятора напряжения и при необходимости отрегулировать его или заменить.
Причиной отказа в работе всех приборов освещения может быть срабатывание предохранителей при коротком замыкании в цепи или неисправном проводе, сое-диняющем вывод «АМ» выключателя зажигания с центральным переключателем света. Необходимо проверить состояние предохранителей и устранить короткое замыкание.
Для приборов световой сигнализации (указателей поворота автомобиля, сигнала торможения, различные лампы, обеспечивающие контроль за работой отдельных устройств и систем автомобиля) характерны те же неисправности, способы обнаружения и устранения их, что и для приборов освещения. Кроме того, могут быть, неисправны переключатель и прерыватель указателей поворота и выключатель стоп-сигнала. Эти устройства подлежат ремонту или замене.
Наиболее распространенной неисправностью, резко снижающей эффективность осветительных приборов и повышающей вероятность дорожно-транспортных происшествий, является неправильная установка светового пучка фар.
Установка светового пучка зависит от типа фар.
Регулировку светового пучка фар (европейский асимметричный свет) проводят в следующем порядке. Автомобиль устанавливают на горизонтальной площадке с твердым покрытием на расстоянии 10 м от белого затененного вертикального экрана. Плоскость экрана перпендикулярна к горизонтальной площадке.
Продольная ось автомобиля перпендикулярна к экрану. Автомобиль не загружен и давление в шинах нормальное для данной марки автомобиля. Перед¬ние колеса установлены в положение для прямолинейного движения.
На экране проводят две вертикальные линии на расстоянии А, соответствующем межосевому расстоянию центров фар. Эти линии равноудалены от вертикаль¬ной линии 00, проходящей через продольную ось автомобиля и перпендикулярной к горизонтальной площадке.
Проводят горизонтальную линию Б — Б на уровне высоты фар автомобиля от горизонтальной площадки, линию В — В на 300 мм ниже линии Б — Б (для легковых автомобилей на 150 мм ниже линии Б — Б). После разметки экрана включают ближний свет фар и устанавливают, поочередно закрывая фары, оптические элементы. Поворачивают винты вертикальной и горизонтальной регулировок так, чтобы горизонтальная ограничительная линия освещенного и неосвещенного участков совпала с линией В — В. Наклонные ог-раничительные линии обеих фар, направленные вверх под углом 15°, исходят из точек Р пересечения вертикальных линий центров фар с горизонтальной линией В — В.
Максимально допустимое смещение световой границы от точки Р во внешнюю сторону не должно превышать 200 мм. При этом световой пучок дальнего света будет отрегулирован.
В последнее время для экономии производственных площадей и повышения производительности работы при регулировке применяют специальный оптический прибор — реглоскоп.
При регулировке светового пучка противотуманных фар автомобиль устанавливают в пяти метрах от экрана, на котором проводят горизонтальную линию на расстоянии 100 мм ниже линии высоты центров фар (линии Б — Б). Поворотом корпуса каждой противотуманной фары добиваются совпадения верхней границы светового пятна на экране с проведенной горизонтальной линией.
Предохранители
На автомобилях используют термобиметаллические предохранители с принудительным замыканием и вибрационного типа, а также с плавкими вставками.
Перегоревшие плавкие вставки заменяют исправными.
Термобиметаллические предохранители проверяют на падение напряжения, которое при номинальной силе тока должно быть не более 0,1 В, и по времени срабатывания. При температуре внешней среды (20+5) °С и нагрузке, превышаю¬щей номинальную в 1,5 раза, время срабатывания предохранителя должно состав-лять 3 ... 16 с. При необходимости время срабатывания можно регулировать.
Контрольно-измерительные приборы
На автомобилях устанавливают приборы для контроля и измерения силы тока, температуры масла и охлаждающей жидкости, давления, скорости движения, частоты вращения коленчатого вала, контроля уровня (количества) топлива в баке (баках), сигнализации аварийных давления масла и температуры охлаждающей жидкости.
ТО контрольно-измерительных приборов сводится к содержанию их в чистоте, проверке крепления и надежности контактных соединений. При необходимости проверяется правильность их показаний и регулировка. При выходе какого-либо прибора из строя его заменяют исправным.
Для контрольно-измерительных приборов наиболее характерны следующие неисправности: обрыв электрического провода; нарушение контакта в цепи между датчиком и указателем; внутреннее повреждение прибора.
Обрыв провода выявляют в процессе эксплуатации и устраняют непосредственно на автомобиле проверкой цепи, соединений проводов и зачисткой контак¬тов.
Для определения причин и устранения внутреннего повреждения контрольно-измерительного прибора используют специальное оборудование.
При проверке прибора его показания сравнивают с показаниями эталонного прибора. В качестве эталонного используют датчик и приемник (указатель), характеристики которых отвечают требованиям технических условий. Приемник проверяют в комплекте с эталонным датчиком и, наоборот, датчик проверяют в комплекте с эталонным приемником. Прибор, показания которого не отвечают требованиям технических условий, как правило, заменяют исправным. Для уточнения показаний после раздельной проверки и регулировки датчиков и приемников проводят их совместную проверку с включением по обычной схеме соединения на автомобиле.
Проверку импульсного прибора начинают с датчика, так как он чаще выходит из строя, чем приемник. На автомобиле для проверки силы тока используют магнитоэлектрические амперметры. Основная его неисправность заключается в неправильном показании силы тока. В процессе эксплуатации амперметр подлежит периодической проверке. Его показания сравнивают с показаниями контрольного амперметра. Для этого испытуемый амперметр последовательно соединяют с контрольным амперметром, реостатом и аккумуляторной батареей. Для проверки амперметра используют приборы мод. 531 или Э204. Если показания прибора выходят за пределы допус¬каемых отклонений, амперметр регулируют.
Характерными неисправностями электротепловых импульсных термометров являются: нарушение регулировок; замыкание обмоток приемника и датчика на биметаллическую пластину при разрушении изоляции обмотки; обгорание и от¬пайка контактов; выход из строя нагревательной обмотки приемника при коротком замыкании на массу провода, соединяющего приемник с датчиком; выход из строя датчика при перегреве вследствие недостатка охлаждающей жидкости в си-стеме охлаждения двигателя.
Для проверки указателя температуры охлаждающей жидкости непосредственно на автомобиле снимают его датчик и вместе с нагревателем устанавливают в стакан 6 заполненный на 1/3 водой. Корпус снятого датчика соединяют с массой автомобиля, а вывод со схемным проводом этого датчика. При кипении воды показания прибора должны быть в пределах допустимых погрешностей. В противном случае прибор и датчик проверяют отдельно.
Электрический термобиметаллический импульсный манометр состоит из двух самостоятельных узлов — датчика и указателя. Основные его неисправности следующие: нарушение регулировки указателя, обрыв или обгорание его биметаллической пластины; нарушение регулировки приемника, подгорание или загрязнение его контактов, обгорание биметаллической пластины и обмотки, течь масла в месте соединения корпуса со штуцером. Перечисленные неисправности можно устранить только при ремонте.
Датчик манометра проверяют с помощью прибора мод. 531, предназначенного для проверки контрольно-измерительных приборов. Его присоединяют к переходной муфте воздушного насоса прибора. Проводами соединяют проверяемый датчик с гнездами / и // прибора. Рукояткой воздушного насоса прибора создают давление воздуха в системе проверяемого датчика. Значение давления определяют по манометру прибора. Когда стрелка манометра окажется на отметках 0 и 0,5 МПа, нажимают на кнопку микроамперметра. Если стрелка микроампер¬метра не покажет соответственно 8 ...15 и 120 ... 140 мА, то датчик следует отрегулировать.
Автомобильные спидометры и тахометры магнитоэлектрического типа могут иметь следующие неисправности: ослабление натяжения спиральной пружины (повышенные показания прибора); обрыв пружины (круговое вращение стрелки или поворот ее в крайнее положение до упора); заедание оси стрелки в подшипниках (колебание стрелки или уменьшение показаний прибора); ослабление магнитных свойств магнита (уменьшение показаний прибора); износ валика магнита по диаметру и корпуса в месте отверстия под валик; износ зубьев колес приводных валиков; поломка (выкрашивание) зубьев барабанчиков счетного узла. Эти неисправности могут быть выявлены при осмотре деталей частично или полностью разобранного спидометра. Техническое состояние спидометров и тахометров оценивают на стенде путем сопоставления показаний, проверяемых приборов с показаниями исправных или контрольных приборов. Если погрешность показаний контролируемого прибора превышает допустимую погрешность, то прибор регулируют.
Указатель уровня топлива может иметь следующие неисправности: обрыв или нарушение контакта провода между приемником и датчиком. В этом случае стрелка приемника останавливается у отметки «П»; обрыв обмотки правого электромагнита. Стрелка приемника постоянно находится на отметке 0 шкалы; обрыв обмотки левого электромагнита. Стрелка приемника также находится на отметке 0 шкалы; обрыв обмотки реостата датчика. Если место обрыва справа от ползунка, приемник покажет нормальный объем топлива в баке. Если место обрыва окажется слева от ползунка, стрелка приемника остановится у отметки «П»; плохой контакт между ползунком и обмоткой реостата. Стрелка приемника в этом случае колеблется в пределах всей шкалы; разрегулировка приемника и датчика, при которой показания приемника не соответствуют действительному уровню топлива в баке.
Указатель уровня топлива проверяют с помощью прибора мод. 531. Датчик снимают с автомобиля и устанавливают на крышке прибора. Корпус датчика соединяют с массой автомобиля, а его вывод со схемным проводом автомобиля. Укладывают рычаг датчика на упор градусной шкалы и устанавливают по шкале углы, соответствующие положениям «О» «1/4», «1/2» и «П». Погрешность показаний приемника на щитке приборов автомобиля должна быть в пределах допустимой погрешности. В противном случае проверяют отдельно приемник и датчик. Приемник указателя уровня топлива контролируют также с помощью прибора мод. 531.
Звуковые сигналы
СИГНАЛЫ НЕ ЗВУЧАТ ИЛИ ЗВУЧАТ ПРЕРЫВИСТО.
Причины:
плохой контакт щетки с контактным диском в рулевой колонке;
окисление клеммы или разряжена батарея;
подгорели контакты реле;
нарушен контакт в штекерных клеммах реле или сигнала.
СИГНАЛЫ ЗВУЧАТ ХРИПЛО ИЛИ ПРЕРЫВИСТО (ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ).
Причины:
подгорели вольфрамовые контакты прерывателя сигналов;
сломалась пружина верхнего контакта прерывателя.
ОДИН СИГНАЛ НЕ ЗВУЧИТ И ПОТРЕБЛЯЕТ ТОК БОЛЬШОЙ СИЛЫ.
Причины:
спеклись контакты прерывателя;
замыкание витков в катушке.
СИГНАЛ ИЗДАЕТ ДРЕБЕЗЖАЩИЙ ЗВУК.
Причины:
ослабло крепление;
трещина в мембране.
При необходимости регулировки силы и тона звука ее производят регулировочным винтом (манипулируя его вращением, устанавливают такое положение контакта и пластины , пока звучание не станет нормальным);
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
водитель должен постоянно следить за работой приборов освещения и сигнализации и правильно ими пользоваться, а механики АТП, несущие полную ответственность за техническое состояние выпускаемых на линию автомобилей, обязаны ежедневно проверять состояние и качество работы указанных приборов и систем. При обнаружении неисправностей они обязаны принять меры к их немедленному устранению.
При ТО-1, помимо проверки состояния и качества работы приборов освещения и сигнализации, необходимо произвести крепежные работы, проверить состояние изоляции проводов, надежность крепления наконечников проводов и различных клемм (чрезмерно окисленные зачистить стеклянной шкуркой).
Лампы с темным налетом внутри колб (что ухудшает светоотдачу) следует за¬менять, не дожидаясь перегорания нити. При очередных ТО звуковые сигналы следует очищать от пыли и грязи, желательно продуть сжатым воздухом, проверить крепление и состояние клемм проводов; чрезмерно окисленные клеммы следует зачистить шкуркой.
При ТО-2, дополнительно к объему ТО-1, следует заменить неисправные, коррозированные, потускневшие, имеющие трещины и другие дефекты, элементы и детали вышеуказанных систем; загрязненные изнутри стекла промыть теплой водой. Основной операцией при ТО-2 является проверка установки и регулировки фар. В АТП она производится с помощью специальных приборов (рис. 4.50, 4.51).
Тележки приборов устанавливают перед автомобилем так, чтобы оптическая камера с линзой, фокусирующей световой поток и экраном, благодаря установочному указателю — центратору, находилась бы напротив центра рассеивателя фары, т.е. чтобы была единая оптическая ось. Подключают прибор к сети переменного тока 220 В; включают поочередно дальний и ближний свет и прибор — у правильно установленных фар световое сфокусированное пятно должно находиться в точке пересечения визирных линий экрана . Границы между светом и тенью от ближнего света должны лежать на горизонтальной и наклонной линии экрана. Силу света фары, преобразованную фотоэлементом в электрическую, можно узнать ПО показаниям микроамперметра .
Регулировка фары в вертикальной и горизонтальной плоскости производится специальными винтами. На многих современных автомобилях имеется корректор наклона фары в зависимости от нагрузки.