ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ РУЧНЫХ (СТОЯНОЧНЫХ) ТОРМОЗОВ
ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ РУЧНЫХ ТОРМОЗОВ
СНИЖЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЙСТВИЯ ТОРМОЗА — проявляется повышенным ходом рычага управления и приложением к нему большого усилия для полного затормаживания, что, однако, все равно не удерживает автомобиль на уклоне, или превышением нормы тормозного пути.
Причины:
повышенный износ или замасливание накладок колодок;
повышенный износ рабочей поверхности тормозных барабанов;
удлинение троса привода стояночного тормоза;
заедание троса привода в направляющих трубках у щитов задних колесных тормозных механизмов или в защитных оболочках.
НЕРАСТОРМАЖИВАНИЕ РУЧНОГО ТОРМОЗА (или отдельных тормозных механизмов колес).
Причины:
различные заедания в системе механического привода при полностью отпущенном рычаге управления;
прихватывание увлажненных накладок колодок к тормозным барабанам (при низких температурах окружающего воздуха).
САМОПРОИЗВОЛЬНОЕ РАСТОРМАЖИВАНИЕ ВКЛЮЧЕННОГО РУЧНОГО (СТОЯНОЧНОГО) ТОРМОЗА.
Причины:
повышенные нагрузки на тормозной механизм (на слишком крутых спусках или подъемах);
повышенный износ зубьев гребенок или защелок запирающего механизма либо обрыв тяг (тросов);
повышенный износ деталей привода в шарнирных соединениях.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ЕО
Перед началом движения перемещением рукоятки управления проверить работу привода ручного тормоза автомобиля.
При попытке трогания автомобиля с места с включенным исправным стояночным тормозом двигатель автомобиля должен остановиться.
Для более точного определения технического состояния тормоза можно провести испытание торможением со скорости 15 км/ч — тормозной путь не должен превышать нормативно-допустимого.
Анализ состояния ручного тормоза продолжается в дороге при остановках и включении ручного тормоза на различных уклонах.
После проведения очередных видов ТО с проведением работ по тормозным системам необходимо периодически проверять тормозные барабаны на нагрев.
ТО-1
Провести контрольный осмотр и крепежные работы.
Обратить внимание на степень изнашивания тросов, целость и состояние резиновых уплотнительных и окантовочных оболочек тросов (выход их из строя грозит повышенным загрязнением и интенсивным изнашиванием тросов и задних колесных механизмов); проверить, нет ли люфта в местах шарнирных соединений рычагов и тяг привода, а также наличие и состояние шплинтов (если они предусмотрены конструкцией);
в соответствии с картой смазки для обслуживаемой модели автомобиля смазать указанные точки.
Повышенный ход рычага управления ручным тормозом свидетельствует о повышенных зазорах между колодками и барабаном, о вытягивании (удлинении) тросов и т.д. В этом случае необходимо произвести регулировку стояночного тормоза с помощью предусмотренных для этой цели устройств.
ТО-2
Дополнительно к объему ТО-1 снимают тормозные барабаны (у центральных трансмиссионных ручных тормозов для этого необходимо вначале отсоединить карданный вал) и производят осмотр и работы, как для обычных колесных механизмов, — колодки с изношенными накладками заменяют, барабаны при необходимости отдают на расточку.
При ТО-2, в порядке ТР, можно заменять любые неисправные узлы и детали, после чего производят регулировку тормозов.