Требования к качеству дизельных топлив
Дизельные топлива должны отвечать следующим требованиям:
бесперебойно поступать в цилиндры при любых температурах и обеспечивать легкий пуск двигателя;
хорошо распыливаться и обеспечивать хорошее смесеобразование в цилиндрах двигателя;
образовывать минимальное количество нагара и отложений, а также не вызывать коррозии и коррозионных износов деталей, соприкасающихся с ним и продуктами его сгорания.
Рабочий процесс в дизельных двигателях отличается от рабочего процесса в карбюраторных двигателях: в дизелях топливо смешивается с воздухом непосредственно в камере сгорания и при этом отсутствует принудительное зажигание рабочей смеси.
Особенности смесеобразования и воспламенения и обусловливают отличие роли и значения некоторых показателей дизельных топлив от бензинов.
Рассмотрим схему системы питания дизельного двигателя
Топливо заливается в бак через горловину с мелкой фильтрующей сеткой. С помощью подкачивающего насоса оно последовательно прогоняется сквозь фильтры грубой и тонкой очистки, освобождаясь в результате от самых мелких примесей и даже смолисто-асфальтовых веществ, а затем поступает в топливный насос, секции которого под высоким давлением по трубопроводу нагнетают топливо к форсункам.
В определенные моменты и при высоком давлении (до 150 МПа) форсунки впрыскивают топливо в камеру сгорания, где находится сжатый поршнем цилиндра и нагревшийся от давления 3...7 МПа до значительной температуры (500... 800 °С) воздух, предварительно тщательно очищенный в воздухоочистителе. Здесь топливо испаряется, нагревается до температуры самовоспламенения, перемешивается с горячим воздухом и сгорает. Продукты сгорания выходят через выпускную трубу и глушитель.
Высокая степень очистки воздуха и топлива необходимы для обеспечения надежной и долговечной работы дизельного двигателя.
Дизельные двигатели имеют следующие преимущества по сравнению с карбюраторными:
высокую экономичность;
использование в качестве топлива более дешевых и доступных фракций нефти;
большую пожаробезопасность;
лучшую приемистость и возможность перехода на работу с нагрузкой без полного прогрева;
более высокую надежность и долговечность в эксплуатации и др., что обусловливает их широкое применение.
В настоящее время практически на всех тракторах, комбайнах, многих мощных автомобилях, некоторых легковых автомобилях и автобусах установлены дизельные двигатели.
Процесс смесеобразования в дизелях в значительной степени предопределяет протекание рабочего процесса, а следовательно, его эффективность и экономичность.
Большое влияние на протекание процесса смесеобразования оказывают вязкость и фракционный состав дизельного топлива.