Устройство системы охлаждения двигателя
Система охлаждения служит для принудительного отвода теплоты от цилиндров и головки двигателя и передачи ее окружающему воздуху.
Необходимость в системе охлаждения вызвана тем, что стенки цилиндров, камер сгорания и внутренние детали двигателя, соприкасающиеся с раскаленными газами, при работе сильно нагреваются.
Если не отводить теплоту от стенок цилиндров и камер сгорания, то из-за перегрева деталей двигателя возможно выгорание слоя смазки между ними и заклинивание движущихся деталей вследствие их чрезмерного расширения.
Система охлаждения может быть воздушной или жидкостной.
При использовании воздушной системы охлаждения теплота от цилиндров и головки двигателя передается непосредственно обдувающему их воздуху.
Для увеличения поверхности теплоотдачи на цилиндрах и головке делают специальные охлаждающие ребра, отливаемые с ними как единое целое.
Цилиндры окружены металлическим кожухом.
Через образовавшуюся воздушную рубашку с помощью вентилятора прогоняют воздух, охлаждающ ий двигатель.
Интенсивность охлаждения регулируется специальными заслонками, установленными на входе холодного воздуха в воздушную рубашку и выходе его из нее.
Заслонки управляются вручную или автоматически с помощью термостатов.
В систему жидкостного охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости входят рубашки соответственно головки и блока, радиатор, жалюзи радиатора, расширительный бачок, нижний и верхний соединительные патрубки со шлангами, жидкостный насос с перепускным шлангом, вентилятор и термостат, радиатор отопителя с подводящими и отводящими трубками и краном.
В качестве охлаждающей жидкости в современных двигателях используются специальные смеси, состоящие из этиленгликоля (от 40 до 60 и дистиллированной воды с добавлением специальных антикоррозионных и других присадок.
Применение мягкой воды допускается только кратковременно в крайних случаях.
Охлаждающей жидкостью заполняют рубашки головки и блока, патрубки и радиатор.
При работе двигателя приводимый от него в действие жидкостный насос создает круговую циркуляцию воды через рубашку, патрубки и радиатор.
Охлаждающая жидкость в первую очередь направляется к наиболее нагреваемым поверхностям блока или головки (гнезда клапанов и др.).
Проходя по рубашке блока и головки, жидкость омывает стенки цилиндров и камер сгорания и охлаждает двигатель.
Нагретая жидкость по верхнему патрубку поступает в радиатор, где, разветвляясь по трубкам, охлаждается воздухом, который просасывается между трубками и вращающимися лопастями вентилятора.
Охлажденная жидкость вновь поступает в рубашку двигателя.
В современных двигателях применяется только закрытая система охлаждения с расширительным бачком.
Бачок, размещаемый выше радиатора, соединен с ним шлангом.
Запас жидкости в бачке компенсирует понижение ее уровня в радиаторе.
В бачке также конденсируются пары жидкости при ее кипении.
Все это устраняет необходимость частой доливки жидкости в систему.
Система может сообщаться с атмосферой только через специальный паровоздушный клапан, расположенный в заливной горловине. Поэтому при закипании жидкости в системе поддерживается избыточное давление и повышается температура кипения.