Устройство смазочной системы двигателя
Смазочная система двигателя служит для подачи масла ко всем трущимся деталям двигателя при его работе для снижения потерь мощности из-за трения между деталями и уменьшения износа трущихся поверхностей. Кроме того, масло, проходя между деталями двигателя, охлаждает их и уносит продукты изнашивания.
При продолжительной работе двигателя масло постепенно загрязняется и разжижается, поэтому его необходимо своевременно заменять.
В автомобильных двигателях наибольшее распространение получила комбинированная смазочная система, при которой основные наиболее нагруженные трущиеся детали двигателя смазываются маслом под давлением, а к остальным деталям масло подается разбрызгиванием и самотеком.
Основными частями такой смазочной системы являются:
масляный поддон, служащий резервуаром для масла;
масляный насос, нагнетающий масло к трущимся деталям, с маслоприемником и сетчатым фильтром;
редукционный клапан , ограничивающий предельное давление масла в системе;
полнопоточный фильтр очистки масла;
маслопроводы и каналы , по которым масло поступает к трущимся частям;
указатель, контролирующий давление в системе;
указатель уровня масла (масляный щуп) и маслозаливная горловина.
При работе двигателя масло из масляного картера через неподвижный маслоприемник поступает в масляный насос.
В нижней головке шатуна имеется отверстие.
Когда оно совпадает с отверстием шейки коленчатого вала, масло струей подается на стенку цилиндра.
Со стенки цилиндра его снимает маслосъемное кольцо.
Затем через отверстия в канавке маслосъемного кольца масло отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и в верхней головке шатуна.
Из переднего правого конца магистрального канала масло через трубку попадает к компрессору для смазывания разбрызгиванием кривошипно-шатунного механизма.
В средней шейке распределительного вала предусмотрены две винтовые канавки , при совпадении которых с отверстиями в блоке (один раз при каждом обороте распределительного вала) масло попадает в головку цилиндров.
Из канала головки цилиндров масло через паз на опорной поверхности стойки оси и через зазор между стойкой и болтом крепления оси коромысел поступает в полость.
Из полости масло через отверстия оси поступает к втулкам коромысел, а через канал в коромысле — к сферическому сочленению регулировочных винтов со штангами толкателей.
Через имеющиеся зазоры во втулках подшипников масло стекает на поверхность головки цилиндров, откуда через два канала по концам головок сливается в картер двигателя.
Стержни клапанов в направляющей втулке и механизм принудительного вращения выпускного клапана смазываются масляным туманом и каплями масла, свободно стекающего из соединений механизма коромысел.