Вязкость масел
Вязкость — одно из важнейших свойств масла, имеющее многостороннее эксплуатационное значение.
От вязкости масла зависят режим смазывания пар трения, отвод тепла от рабочих поверхностей, уплотнение зазоров, энергетические потери в двигателе, его эксплуатационные качества, а также запуск двигателя, прокачивание масла по системе смазки, охлаждение трущихся деталей и их очистка от загрязнения.
Масло с чрезмерно низкой вязкостью легко выдавливается из зазоров между деталями, что ведет к повышенному износу механизмов и увеличению расхода смазочного материала.
При слишком высокой вязкости, с одной стороны, затрудняется подача масла в зазоры, следствием чего также является интенсивный износ механизмов, а с другой стороны, возрастает расход энергии на относительное перемещение смазанных или погруженных в масляную ванну деталей.
Поэтому вязкостные свойства моторных масел опре-деляются в стандартах значениями вязкости при 100 и 0 °С (а для некоторых масел при —18 °С) и индексом вязкости (ИВ), т.е. ин¬тенсивностью изменения вязкости с повышением или понижением температуры.
Увеличение вязкости масла с понижением температуры обу¬словливает значительные трудности при эксплуатации автомоби¬лей, особенно в зимнее время, усложняя пуск двигателей.
Надежный пуск карбюраторных двигателей осуществляется при частоте вращения коленчатого вала 35...50 об/мин (при темпера¬туре окружающего воздуха -10... +20 °С), а дизельных двигателей с различным способом смесеобразования — при средней частоте вращения 100...200 об/мин (при температуре до 0°С).
Индекс вязкости автомобильных масел должен быть не менее 90.
Для получения масел с хорошими вязкостно-температурными свойствами в базовые маловязкие масла (с вязкостью при 100 °С менее 5 мм2/с) добавляют 3...4% вязкостных присадок, например полиизобутилена. Полученные таким образом масла, называемые загущенными, обладают высоким ИВ (115... 140).
Загущенные масла имеют значительно лучшие низкотемпературные свойства, что особенно важно при пуске двигателей в холодное время и для снижения пусковых износов.
Использование для автомобильных двигателей загущенных внесезонных масел, обеспечивающих надежную их работу, дает существенный технико-экономический эффект: на 3...7 % повышается мощность двигателя, а также снижаются механические потери на трение.