Восстановление деталей синтетическими материалами
Синтетические, или полимерные, материалы применяются для устранения механических повреждений на деталях (трещины, пробоины, сколы и т.п.), компенсации износа рабочих поверхностей деталей и соединения деталей склеиванием.
Для восстановления деталей используют пластмассы в виде чистых полимеров (полистирол, полиэтилен, полипропилен и др.), полимеров с наполнителями, пластификаторами, красителями, отвердителями и другими добавками, а также синтетические клеи.
Преимуществами применения полимерных материалов являются простота технологического процесса и оборудования, низкая трудоемкость и стоимость работ.
В то же время при работе с синтетическими материалами проявляется один серьёзный недостаток: многие их компоненты токсичны и огнеопасны.
Поэтому их использование требует обязательного соблюдения правил техники безопасности и противопожарной техники.
Все пластмассы делятся на две группы: реактопласты и термопласты.
Реактопласты, или термореактивные пластмассы, применяются в виде различных композиций на основе эпоксидных смол, например ЭД-16 и -20. Отвсрдителем служит полиэтиленполиамин (ПЭПА).
Для ускорения отверждения композицию выдерживают при температуре 60..,70°С.
Реактопласты используют для выравнивания вмятин в обшивке кузова и заделки трещин, а также в клеевых составах.
Среди термопластов, или термопластических пластмасс, находят применение полиамиды, например поликапролактам (капрон), фторопласт и др.
При нагреве композиции размягчаются, и им можно придать любую форму, но после охлаждения они затвердевают.
При повторном нагреве термопласты сохраняют свои пластические свойства.
Для повышения твердости и износостойкости в полиамидные смолы вводят наполнители: графит, тальк, дисульфид молибдена, металлические порошки и т.п.
При газопламенном напылении термопласта в виде порошка он расплавляется в пламени специальной горелки, распыливается струей сжатого воздуха и осаждается на обезжиренную поверхность детали, предварительно зашкуренную для обеспечения хорошего сцепления с ней покрытия.
Для устранения неровностей кузова используют специальный порошок ТПФ-37.
Синтетические клеи применяют: для восстановления деталей типа бачков радиаторов и других подобных деталей, имеющих пробоины, путем приклеивания накладок; восстановления тормозных колодок путем наклеивания фрикционных накладок; вклеивания втулок, вкладышей и т.д.
В настоящее время используют следующие синтетические клеи: БФ-2, ВС-300, ВС-10Т, МПФ-1, ВК-200, эпоксидные клеи.
Зазор между склеиваемыми частями должен составлять 0,05...0,2 мм.
Технологический процесс склеивания состоит в следующем:
1. Поверхность детали очищают от загрязнения, обезжиривают, предварительно создав на ней абразивной шкуркой ощутимую шероховатость.
2. Наносят 2 — 3 слоя клея толщиной 0,1 мм, просушивая каждый из них в течение заданного для применяемого клея времени. Например, при наклейке фрикционных накладок на тормозные колодки клеем ВС-10Т время сушки 15...20 мин. При сушке в сушильном шкафу при температуре 60 °С - 5 мин.
3. Склеиваемые поверхности соединяют и строго выдерживают под давлением при определеной температуре в течение заданного времени, а после склеивания медленно охлаждают.