Жидкостный насос
Жидкостный насос служит для создания циркуляции жидкости в принудительной системе охлаждения.
Для этой цели применяют насосы центробежного типа.
У большинства моделей двигателей жидкостный насос, расположен в верхней передней части блока и приводится в действие от коленчатого вала с помощью ременной передачи.
Основными деталями такого насоса являются:
чугунный или алюминиевый корпус с подводящим патрубком;
вал с закрепленной на нем ступицей для крепления вентилятора, установленный на двух шарикоподшипниках и прикрепленный к корпусу болтами;
крыльчатка, закрепленная на внутреннем конце валика болтом с уплотнителем и упорной уплотняющей шайбой.
Жидкость по подводящему патрубку поступает внутрь корпуса и подводится к центру вращающейся крыльчатки .
Увлекаемая крыльчаткой, жидкость приобретает вращательное движение и под действием центробежной силы отбрасывается к стенкам корпуса, через выходной канал или через два выходных канала (в V-образных двигателях) под напором поступает в рубашку двигателя.
Утечка жидкости в месте выхода вала из корпуса насоса предотвращается специальным самоподжимным уплотняющим устройством, состоящим из резинового уплотнителя с латунными обоймами, плотно надетого на вал, и уплотняющей шайбы, входящей выступами в пазы крыльчатки и плотно прижимаемой пружиной к торцовой закаленной и отполированной поверхности корпуса или специальной втулки, запрессованной в корпус.
Уплотняющее устройство, закрепленное в крыльчатке стопорным кольцом, вращается вместе с крыльчаткой.
Хорошо приработанная поверхность шайбы плотно прижимается к торцу корпуса, что препятствует подтеканию жидкости.