Факторы, влияющие на интенсивность изменения технического состояния автомобилей
В различных условиях эксплуатации показатели надежности автомобилей будут различными.На интенсивность изменения технического состояния автомобиля влияют определённые факторы. Давайте их рассмотрим.
Эксплуатационно-производственные факторы
Выделяют следующие факторы, влияющие на интенсивность изменения технического состояния автомобилей: производственные, условия эксплуатации, эксплуатационно-производственные.
Производственные факторы влияния на изменение технического состояния автомобиля включают в себя: конструктивные особенности данной марки автомобиля; однородность производства (характеризуется рассеиванием сроков изнашивания одних и тех же деталей); надежность.
Этот фактор подразумевает под собой то, как был изготовлен автомобиль. Что повлияло на его качество при создании.
Например, если на стадии проектирования автомобиля была допущена какая либо ошибка в его конструктиве, то неизбежно эта ошибка может привести в дальнейшем к уменьшению срока эксплуатации того или иного узла. Ошибки такие встречаются чаще всего при разработке новых конструкций из за недостатка опыта в новом направлении.
Кроме этого немаловажна культура производства на предприятии изготавливающем автомобиль, а также надёжность поставщиков комплектующих.
Вообще такие ошибки неизбежны при изготовлении такого сложного, высокотехнологичного агрегата как современный автомобиль. Дорожа своей репутацией автопредприятия пытаются минимизировать вредность производственного фактора различными мероприятиями. Например повышением культуры производства, обучением персонала, отзывными кампаниями.
Условия эксплуатации включают дорожные условия, условия и интенсивность движения, природно-климатические, сезонные условия, агрессивность окружающей среды.
Дорожные условия и рельеф местности определяют режим работы автомобиля. Они характеризуются технической категорией дороги, видом и качеством дорожного покрытия, определяющих сопротивление движению автомобиля, элементами дороги в плане и профиле (шириной дороги, радиусами закруглений, уклоном подъемов и спусков).
В свою очередь, режим работы автомобиля влияет на надежность и другие свойства автомобиля и его агрегатов.
Износ и нарушение дорожного покрытия повышают риск возникновения отказного состояния элементов автомобиля на 14...33 %.
Автомобиль работающий , например, в горном районе, на грунтовой дороге, неизбежно будет подвержен более сильному износу, чем автомобиль работающий в равнинной местности, на ровном, асфальтированном покрытии. Причинами его скорейшего износа будут являться повышенные ударные нагрузки на ходовую часть и элементы подвески, пыльный воздух и т.д.
Условия и интенсивность движения характеризуются влиянием внешних факторов на режим движения и, следовательно, на режим работы автомобиля и его агрегатов. К этим факторам относятся условия перевозки: скорость движения, длина груженой ездки l, коэффициент использования пробега ß, коэффициент использования грузоподъемности Y, коэффициент использования прицепов Kпр., род перевозимого груза.
Выделяются три группы интенсивности эксплуатации:
1) за пределами пригородной зоны;
2) в малых городах с числом жителей менее 100 тыс. чел. и в пригородной зоне;
3) в больших городах с числом жителей свыше 100 тыс. чел.
За пределами пригородной зоны автомобиль в основном двигается равномерно, что снижает нагрузку на двигатель, на тормозную систему, коробку передач и т.д. Передвигаясь же в населённом пункте возрастает частота использования органов управления. Режим езды становится рваным, что в свою очередь вызывает дополнительные нагрузки на узлы и агрегаты автомобиля.
С увеличением населённости города, эти нагрузки становятся ещё более интенсивными.
Природно-климатические условия характеризуются температурой окружающего воздуха, влажностью, ветровой нагрузкой, уровнем солнечной радиации и некоторыми другими параметрами. Эти условия влияют на тепловые и другие режимы работы агрегатов и соответственно на интенсивность изменения их технического состояния.
Для условий России, где представлен широкий спектр природно-климатических условий, выделяются районы очень холодного, холодного, умеренно-холодного, умеренно-жаркого сухого, субтропического климата.
Классификация дорожных покрытий
Категория условий эксплуатации | Условия движения | ||
За пределами пригородной зоны (более 50 км от границ города) | В малых городах (до 100 тыс. жителей) и в пригородной зоне | В больших городах (более 100 тыс. жителей) | |
I | Д1 - Р1,Р2,Р3 | — | — |
II |
Д1 - Р4 Д2 - Р1,Р2,Р3, Р4 Д3 - Р1,Р2,Р3 |
Д1 - Р1,Р2,Р3, Р4 Д2 - Р1 |
— |
III |
Д1 – Р5 Д2 – Р5 Д3 – Р4,Р5 Д4 - Р1,Р2,Р3, Р4,Р5 |
Д1 – Р5 Д2 – Р2,Р3,Р4, Р5 Д3 - Р1,Р2,Р3, Р4,Р5 Д4 - Р1,Р2,Р3, Р4,Р5 |
Д1 - Р1,Р2,Р3, Р4,Р5 Д2 - Р1,Р2,Р3, Р4 Д3 - Р1,Р2,Р3 Д4 - Р1 |
IV | Д5 - Р1,Р2,Р3, Р4,Р5 | Д5 - Р1,Р2,Р3, Р4,Р5 |
Д2 – Р5 Д3 – Р4,Р5 Д4 – Р2,Р3, Р4,Р5 Д5 - Р1,Р2,Р3, Р4,Р5 |
V | Д6 - Р1,Р2,Р3, Р4,Р5 |
Условные обозначения:
дорожных покрытий:
Д1 — цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;
Д2 — битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом);
Д3 — щебень (гравий) без обработки, дегтебетон;
Д4 — булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, зимники;
Д5 — грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; лежневое или бревенчатое покрытие;
Д6 — естественные грунтовые дороги; временные внугрикарьерные и отвальные дороги; подъездные пути, не имеющие твердого покрытия;
типа рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря):
Р1 — равнинный (до 200 м);
Р2 — слабохолмистый (200...300 м);
Р3 — холмистый (300... 1000 м);
Р4 — гористый (1000...2000 м);
Р5 — горный (свыше 2000 м).
Сезонные условия связаны с колебаниями температуры окружающего воздуха, изменением дорожных условий по времени года, с появлением ряда факторов, влияющих на интенсивность изменения параметров технического состояния автомобилей (пыли — летом, влаги и грязи — осенью и весной).
Агрессивность окружающей среды связана с коррозионной активностью атмосферного воздуха. Повышенная коррозионная активность вызывает интенсивную коррозию деталей автомобиля, увеличивая трудоемкость технического обслуживания и ремонта автомобиля, а также увеличение потребности в запасных частях до 10 %. При этом ресурс автомобиля и периодичность технического обслуживания сокращаются. Данный фактор влияния на интенсивность изменения технического состояния автомобилей является характерным для прибрежных морских районов.
Эксплуатационно-производственные факторы определяют влияние реального технического состояния автомобиля и эффективности системы поддержания в технически исправном состоянии автомобиля на интенсивность изменения характеристик его элементов.
Под эксплуатационно-производственными понимаются такие факторы, как возраст и связанное с ним реальное техническое состояние автомобиля, качество применяемых эксплуатационных материалов (топлив, масел, жидкостей), квалификация водителя, а также факторы, характеризующие уровень качества технического обслуживания и ремонта.
Презентация темы "Факторы влияющие на интенсивность изменения технического состояния автомобилей"