3.4 Расчет количества постов в зонах ТО и постов диагностики
Расчеты применяются для проектов по зонам ТО и для проектов диагностики.
Расчет количества постов зон ТО-1 и ТО-2 при организации процесса на тупиковых универсальных или специализированных постах
Xто = Sn/R
где Sn – такт поста, т.е. время простоя автомобиля при ТО на посту;
R – ритм производства.
Sn = T1,2 · 60/ N1,2 · Pn + tn
где – T1,2 годовая трудоемкость работ в зоне ТО-1 (ТО-2) по расчетам;
N1,2 – годовая программа по ТО-1 (ТО-2) по расчетам;
Pn – среднее количество рабочих, одновременно работающих на одном посту, по данным Гипроавтотранса принимается равным 2-3 чел;
tn – время перемещения автомобиля с поста на пост, принимается 1-3 мин.
Ритм производства – это доля рабочего времени зоны, приходящегося на одно обслуживание данного вида:
R = Тсм · Ссм · 60 / Nсм
где Тсм – продолжительность работы зоны ТО за одну смену;
Ссм– число рабочих смен в сутках;
Nсм – сменная программа по техническому обслуживанию; принимается по результатам расчета.
Расчет числа постов для диагностирования
Диагностирование технического состояния автомобиля производят на специализированных постах или на поточных линиях в зависимости от количества рабочих постов данного вида диагностирования, применяемого диагностического оборудования, организации диагностирования и ее места в технологическом процессе ТО и ТР.
Расчетное число однотипных специализированных постов диагностирования данного вида (ХД-1 и ХД-2) можно определить по следующей формуле:
Хрд = (ТД · Кн)/ (Дрз · n · tсм · Рср · Кисп)
где ТД – годовой объем работ по диагностированию данного вида
Кн – коэффициент неравномерности загрузки постов
Дрз – число рабочих дней поста диагностирования в году
n – число смен работы в сутки
tсм – продолжительность смены
Рср – численность одновременно работающих на одном посту
Кисп – коэффициент использования рабочего времени поста
Полученное расчетное количество постов округляется до целого (в сторону увеличения).
После принятия количества рабочих постов Д-1 и Д-2 необходимо определить место проведения диагностирования – на поточной линии или на индивидуальных постах.
Согласно рекомендации ОНТП-01-91, поточный метод проведения диагностирования Д-1 принимается для однотипных автомобилей при расчетном количестве рабочих постов 3 и более, автопоездов – 2 и более.
Углубленное диагностирование автомобилей должно производиться на индивидуальных специализированных постах.
Коэффициент загрузки постов диагностирования Д-1 и Д-2 определяется по формуле:
αд = Хрд / Хд
где: Хрд – расчетное количество постов;
Хд – принятое количество постов.
Коэффициент загрузки постов должен находиться в пределах αд = 0,75.
При αд > 0,75 можно увеличить время работы постов Д-1 или Д-2, или увеличить число постов на единицу.
При αд < 0,75 на постах Д-1 или Д-2 допускается выполнение контрольных, осмотровых и других работ ТО, можно также сократить время работы постов (линий) Д-1 и Д-2.
При расчетном количестве рабочих постов общего диагностирования менее 0,5 допускается размещать диагностическое оборудование на поточной линии ТО.